Наказания за взяточничество и злоупотребление властью ужесточаются год от года. Но фактов коррупции меньше не становится. Многие уверены, что без нужных связей и денег трудно куда-нибудь пробиться. Жители Кубани воспринимают подобную систему отношений как должное. А значит, не пытаются бороться.
Решить вопрос через «деньги в конверте»
Сегодня уже трудно найти человека, который хоть раз в своей жизни не сталкивался с вымогательством: откровенным или завуалированным. Студенты платят за зачеты и экзамены, автомобилисты - за права, пациенты - за врачебную помощь… Конечно, не всем и не всегда. Но случаев тем не менее хватает.
- Я закончила автошколу в Краснодаре, сдала экзамены. Правда, не с первого раза, но сама. Затем нужно было идти «сдаваться» в районное ГИБДД, - рассказала нам на условиях полной анонимности читательница. - Очень переживала, что завалю «город». Знакомые сразу подсказали, что за определенную плату (7 тыс. рублей) вопрос можно решить. Я все-таки решила сдавать самостоятельно. Но сколько таких проплаченных клиентов сейчас ездит по дорогам и представляет угрозу для общества.
Это случай так называемого бытового взяточничества. Для многих подобное явление стало обыденностью, и что поражает, даже возмущений не вызывает. Некоторые даже считают «удобным» решать вопросы через «деньги в конверте».
Не мелочатся
Однако не всегда аппетиты взяточников ограничиваются мелкими суммами. Вспомним дело арбитражного судьи, который попался на взятке в 20 млн. рублей. В этом году возбудили уголовное дело в отношении бывшего сотрудника подразделения органа внутренних дел. Он получил 60 млн. руб. за «спасение» от уголовной ответственности руководителя коммерческой организации, который позарился на бюджетные средства. Чем выше чин, тем больше размер взятки.
При этом часто люди, которые должны стоять на страже закона и бороться с коррупцией, сами оказываются под подозрением. В этом полугодии обвинительные приговоры суды вынесли в отношении 17 работников правоохранительных органов.
Судя по всему, ни миллионные штрафы, ни реальные сроки заключения, ни последующая дискредитация не останавливает рвущихся за наживой людей. Да и чего бояться, если в любой момент можно попасть под амнистию и попробовать наживать счастье уже в других пенатах. К примеру, так произошло с бывшим топ-менеджером газовой компании. Суд признал его виновным в коммерческом подкупе на сумму 16 млн. рублей. Но уголовное дело прекратил в связи с амнистией. В итоге - взяточник снова на свободе. По данным краевой прокуратуры, в текущем году прекращено четыре коррупционных дела из-за амнистии. Это 2% от общего числа рассмотренных.
Почему бы не злоупотребить?
В краевой прокуратуре называют ряд проблем, которые мешают справиться с коррупцией. К примеру, затягивание сроков возбуждения уголовных дел.
Так, еще в июне прошлого года прокуратурой края были направлены материалы в следственный комитет для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ч.2 ст. 285 УК РФ «Злоупотребление служебным положением» в отношении главы одного из районов края, предоставившего в августе 2012 года коммерческому предприятию, акционером которого он являлся ранее, земельный участок по явно заниженной цене, причинив ущерб государству в размере более 1 млн. рублей. При этом в 2011 году такая попытка главой уже предпринималась, но сделку опротестовали, поскольку она была незаконной.
- Несмотря на то что преступление было совершено два года назад, дело в отношении главы возбудили только в июне 2014 года, - говорят в прокуратуре. Всего же фактов злоупотребления служебным положением в этом году зафиксировано 47.
Не давай - и брать не будут
Коррупция - не веяние нашего времени. Существовала она всегда. Правда, не в таких масштабах и именовалась в народе «блатом».
По словам Валентина Михайловского, председателя регионального отделения Всероссийской общественной организации «Полицейская ассоциация», раньше был иной уровень коррупции. Подобные дела были единичными и чаще всего мало известными народу. Наказания же были намного строже. Вплоть до расстрела. Об этом же говорит и бывший следователь, майор юстиции в отставке Юрий Коноплев.
- Я работал в ОБХСС. Тогда этого подразделения боялись как огня, - вспоминает Юрий Николаевич. - Провинившимся директорам и чиновникам давали реальные, серьезные сроки заключения. Лишний раз задумаешься, пойти ли на сделку с совестью. Самыми громкими эпизодами в моей карьере были знаменитые «хлопковые дела». Тогда к различным срокам заключения приговорили около 4 тысяч человек. А двух высокопоставленных чиновников расстреляли. И никакие связи не помогли. Сейчас такое невозможно себе представить. Политика в отношении коррупционеров стала слишком либеральной.
Однако, как показывает опыт Китая, жесткие меры наказания тоже не помогают. Только за первое десятилетие 21-го века там казнили больше 10 тысяч чиновников по обвинению в коррупции. И что? Если статистика и уменьшилась, то ненамного. А может, дело в другом? В самом отношении людей к этому явлению?
- В своей жизни никогда и никому не давала взятки. Во-первых, лишних денег не было, во-вторых, нас учили, что всего мы должны добиваться в жизни сами. Предложить деньги кому-то было стыдно, казалось, что этим оскорбим человека. Сын и дочь уже в «продажные» 90-е сами поступили в институт на бесплатное отделение. Никогда не платили за зачеты и экзамены. Закончили вуз с отличием. И никогда никаких намеков не поступало, что нужно денег дать. Быть может, дело в том, что не добивалась ничего недозволенного или запретного? - искренне удивляется Елена Варнова, ветеран труда.
Может, коррупцию мы порождаем сами? Когда в обход законов, очередей попытаемся что-то получить. А «решалы» всегда найдутся.