Примерное время чтения: 8 минут
971

Краснодар в рейтингах. Каким городам и чем уступает столица Кубани

«АиФ-Юг» № 48 26/11/2014

В последнем интегральном  рейтинге крупнейших городов России, опубликованном институтом территориального планирования «Урбаника», Краснодар находится на шестом месте, а Сочи располагается на две строчки выше. Лучше кубанских городов, по оценке экспертов, оказались Сургут, Нижневартовск и Тюмень. Между Сочи и Краснодаром, на пятом месте, расположился Екатеринбург.

Транспортные проблемы

Оценивая города, составители рейтинга обращали внимание на такие факторы, как обеспеченность жильем на человека, наличие современных форматов потребления, уровень загруженности городских дорог, уровень преступности, уровень городского благоустройства, уровень расходов на потребление, на оплату ЖКХ, покупательскую способность населения, внешнюю транспортную доступность, степень благоприятности природных условий и т.д.

Отметим, что еще два года назад Краснодар выигрывал по всем этим показателям и в рейтинге 2012 года был на первом месте. В то время как Сочи занимал 22-ю строчку опроса. Понятно, что такой резкий взлет произошел после окончания олимпийского строительства и город-курорт значительно преобразился.

А что же Краснодар? Почему сдал лидерские позиции и стал опускаться в строчке рейтинга вниз? И как сами жители оценивают уровень комфортности?

«Когда я каждое утро и вечер трачу в пробках по полтора часа, о каком удобстве может идти речь, - возмущается Александр Коваленко. - Недавно прошел дождь, и я полчаса не мог проехать квартал по улице Красной от Головатого до Северной. Та же самая картина в моем микрорайоне на улице Зиповской. Недалеко от нас построили целые городки на Российской, Черкасской, Восточно-Кругликовской! Увеличилось не только количество людей, но и машин. А ездим мы по дорогам, построенным 30-40 лет назад, которые на такой машинопоток не рассчитаны! Не могу понять, почему, выдавая разрешение на строительство, власти не обязывают компании строить новые дороги?»

Пробки и отсутствие должного количества парковок - больная тема для краснодарцев. Особенно сегодня, когда припарковаться в городе очень сложно.

По данным администрации Краснодара, на сегодняшний день в краевом центре оборудованы 43 платные муниципальные парковки на 1968 машиномест. В работе еще 10 таких парковок на 435 мест. Определены 122 площадки на улично-дорожной сети города для организации платных муниципальных парковок на 5 тысяч машиномест.

Между тем в городе 360 тысяч автомобилей. Кроме того, ежедневно в краевую столицу въезжает более 200 тысяч машин. Куда им всем деваться? Власти предлагают пересесть на общественный транспорт. Но способен ли он обслужить такое количество народа? Даже сейчас, когда многие предпочитают передвигаться на личном автомобиле, городской транспорт загружен.

«Если летом я могу несколько остановок пройтись пешком, то зимой не до прогулок. Но после работы не всегда могу сесть в троллейбус, - говорит Татьяна Иванова. - Маршрутки в час пик почти не останавливаются - мест нет. Хорошо тем, кто живет и работает на конечной остановке».

А как добираться тем, кто живет за городом? Ведь не секрет, и мы об этом неоднократно писали, что сообщение между населенными пунктами оставляет желать лучшего.

«Рейсовых автобусов не так много, проходящие не всегда останавливаются, расписание электричек крайне неудобное, - возмущается жительница станицы Холмской Анна Янковская. - Поэтому мы с мужем ездим на работу в Краснодар на машине. Каждый раз на свой страх и риск оставляя ее на улице».

Краснодар выглядит по-столичному

Когда решится проблема с транспортом и решится ли она вообще, неизвестно. Темпы строительства растут, а значит, краснодарцев станет еще больше. Объем введенного жилья в 2014 году уже превысил 1 млн. кв. м. Ввод жилых домов по сравнению с аналогичным периодом 2013 года увеличился на 44,6%. По данным кубанской палаты недвижимости, почти 40% покупателей жилья - иногородние. Чем же для них так привлекателен наш город?

«В Краснодар мы с мужем переехали из Астрахани, - рассказала Наталья Беликова. -На этот решительный шаг нас сподвигли друзья, которые оказались здесь несколькими годами ранее. Зарплаты в кубанской столице значительно выше, чем в родном городе. Так, если там я зарабатывала 12 тысяч рублей, то здесь по той же специальности стала получать около 30 тысяч рублей! Но надо сказать, и жизнь в Краснодаре дороже. Это касается цен и на продукты, и на услуги. Так, килограмм мяса в Краснодаре стоит 300 рублей, а в Астрахани 220. Стригусь в парикмахерской здесь за 600 рублей. А там такая же стрижка обходится в 200. Цены могу сравнивать, так как часто езжу к родителям. Но о переезде не жалею. Краснодар выглядит богаче и столичней. Здесь очень много торговых, развлекательных центров. Большое количество кафе, ресторанов, и люди могут себе позволить туда ходить. Но менталитет у кубанцев другой. Они прагматичней, для них большое значение имеет финансовое положение, статус. Каждый сам по себе. В Астрахани народ попроще, провинциальней. Там до сих пор живут одним подъездом, одним двором. А тут многие соседи даже по имени друг друга не знают. Да и знакомиться не хотят. Может быть, потому и обеспеченней здесь люди, потому что не тратят время на посиделки, а много работают?»

Кстати, Астрахань в этом рейтинге на 17-м месте. И жилье там дешевле. Например, за вырученные деньги от двухкомнатной квартиры в хорошем районе Астрахани, Наталья с мужем смогла здесь купить мансарду в многоэтажке, да еще пришлось взять кредит в полмиллиона рублей.

«Дом находится в новом районе, и добираться до работы довольно долго, - продолжает молодая женщина. - Здесь строительство идет бешенными темпами. К сожалению, новостройки  не всегда оборудованы должной инфраструктурой. И, в первую очередь, не хватает школ, детских садов. На огромный микрорайон одна поликлиника, в которой не хватает специалистов. Заметила, что в Краснодаре активно развиваются частные медицинские и образовательные услуги, но не у всех хватает на них средств. Власти должны помнить, что городу нужен не только бизнес, но и те, кто на него работает. Мы ведь также платим налоги, хотим чувствовать себя комфортно».

Сочи догоняет Краснодар?

Между тем, Краснодар попал в первую десятку самых богатых российских городов. Что, впрочем, должно быть  логично - где деньги, там и комфорт? Составил рейтинг  блогер Илья Варламов. Он посчитал, сколько бюджетных средств приходится на одного жителя того или иного города.

В основу сравнения составителя рейтинга легли бюджеты 35 российских городов. Прогнозируемые расходы жителей поделили на общее число жителей. В итоге Краснодар занял 7-е место. На каждого горожанина пришлось 27 тыс. руб. А вот Сочи оказался за столицей края - на 8-м месте. Там расходы на одного жителя составляют 26 тыс. руб. В лидерах, конечно, оказались Москва (144 тыс. руб. на человека) и Санкт-Петербург (92 тыс. руб. на человека).

«Думаю,  рейтинг  объективный, - прокомментировал доктор экономических наук Заур Хутыз. - Чем больше успешных хозяйств, предприятий, фирм находится в субъекте, тем больше налогов поступит в казну города. Соответственно, власти могут распределить их на социальные расходы - на своих жителей. Краснодар совершенно справедливо обошел Сочи по доле расходов на человека. Несмотря на то, что краевая столица - самый большой город в крае по количеству жителей. А значит, доходы делятся на большее число людей. В столице Кубани сконцентрирована преимущественная часть успешного бизнеса. Поэтому налогов больше. К примеру, в соседнем Майкопе мало подобных производств. А значит, доля расходов на горожан будет в три-четыре раза меньше, чем в Краснодаре.

Но, к сожалению, доходы бюджета не всегда позволяют горожанам чувствовать себя комфортно. Те транспортные и инфраструктурные проблемы, которые испытывают краснодарцы сегодня, возникли из-за отсутствия четкой стратегии  застройки и развития дорожной сети.

Что касается Сочи, думаю, со временем он нагонит и, может, даже обойдет краевую столицу. Да, в городе-курорте также имеются инфраструктурные проблемы, но после Олимпиады их стало гораздо меньше. Скоро окончательно сформируется современный туристический кластер. Будет больше туристов. Гостиницы будут заполнены, еще больше разовьется ресторанный бизнес. И поступления в бюджет города вырастут. Хотя, конечно, все эти данные годятся только на определенный период. Что будет в следующем году, как распределятся места в рейтинге, невозможно предугадать. Мы вступили в зону повышенной турбулентности в сфере экономики. Поэтому в ряде субъектов или отраслей бизнес-активность значительно снизится. Соответственно, упадет доля налогов в бюджет».

Глава Краснодара Владимир Евланов считает, что рейтинг «Урбаники» заслуживает особого внимания.

«Краснодар регулярно фигурирует в различных рейтингах авторитетных экономических изданий, исследовательских институтов. Причем, как правило, стабильно занимает место в первой пятерке или близкое к тому. Каждая такая оценка для нас очень важна, так как позволяет получить независимое суждение о «сильных» и «слабых» сторонах нашего города, о том, насколько в нем комфортно жить и работать, вести бизнес. Это помогает понять, в правильном ли направлении движемся и на чем концентрировать усилия в дальнейшем. Рейтинг «Урбаники», которому предшествует серьезная аналитическая работа, в этом плане заслуживает особого внимания», - говорит он. 

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах