aif.ru counter
56

Опасная дорога

Не является здесь исключением и Россия: ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях на территории страны погибает примерно 35 тысяч человек и получают травмы различной степени тяжести еще более 250 тысяч. Как обстоят дела в Краснодарском крае? Как решаются проблемы спасения пострадавших в авариях?

Кубань по уровню автомобилизации занимает ведущее место среди регионов Южного федерального округа и входит в тройку самых моторизованных субъектов Российской Федерации. В ЮФО Кубань держит «пальму первенства» по количеству ДТП. За 2008 год в Краснодарском крае произошло 6894 ДТП, на втором месте – Ростовская область с 6218 авариями, на третьем – Волгоградская, с 3180 происшествиями.

По данным краевого ГИБДД, в 2009 году на территории Краснодарского края зарегистрировано 6738 ДТП, в которых 1068 человек погибли и 8243 получили ранения.

Такие факты не могли долго оставаться без внимания властей. Как следствие, в декабре 2007 года Дмитрий Медведев, тогда исполнявший обязанности первого заместителя Председателя Правительства РФ, заявил, что в рамках национального проекта «Здоровье» подготовлена программа первоочередных мероприятий по развитию медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях, рассчитанная на период с 2008-го по 2010 год. «Ситуацию на российских дорогах уже давно принято сравнивать с боевыми действиями, – без обиняков прокомментировал инициативу будущий президент. – Нам необходима современная, более эффективная система оказания помощи при ДТП».

Специальная программа в рамках нацпроекта была разработана специалистами.

Они опирались на опыт ведущих стран мира, где удалось значительно снизить количество пострадавших в авариях, грамотно организовав медицинскую помощь, но при этом учитывали российскую специфику. Ключевыми направлениями работы стали три фактора: скорость получения информации о происшествии, время начала оказания медпомощи и постоянная готовность больниц, расположенных вдоль автотрасс.

«Скорой» – прибавить в скорости

Как показывает практика, наиболее эффективная медицинская помощь оказывается в первые 30 минут с момента получения травмы. Отсутствие помощи в течение первого часа увеличивает количество смертельных исходов на 30%, до трех часов – на 60, а до шести часов – на 90. У нас же из-за позднего прибытия бригад «скорой помощи» почти 60% из общего числа погибших в ДТП умирали еще до поступления в клинику. На момент запуска программы только 6% пострадавших на федеральных трассах доставлялись в лечебные учреждения в специализированном санитарном автотранспорте.

Совершенствование помощи при дорожно-транспортных происшествиях предполагало оснащение санитарным автотранспортом и медицинским оборудованием больниц, расположенных вдоль ряда федеральных дорог южного направления, где происходит наибольшее количество аварий со смертельным исходом. Кроме того, регионам вменялось в обязанность выделить помещения под новую аппаратуру, подобрать и подготовить необходимых врачей-специалистов.

За конкретными медицинскими учреждениями закреплялись четкие зоны ответственности вдоль федеральных трасс. И, наконец, в бюджетах регионов должны были быть предусмотрены собственные ассигнования на эти цели, поскольку программу предполагалось реализовывать в режиме софинансирования.

По данным главы Министерства здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой, на реализацию этого направления нацпроекта «Здоровье» планировалось выделение из федерального бюджета 7,4 миллиарда рублей – на субсидии регионам для приобретения необходимого медицинского оборудования, на централизованную закупку медицинского автотранспорта, а также на приобретение специализированного оборудования для федеральных медицинских учреждений. Основным критерием отбора регионов и федеральных лечебных заведений стало наличие федеральных автотрасс, на которых происходит наибольшее количество ДТП. Всего в стране семь таких трасс. На двух из них реализация программы началась уже в 2008 году, и одной из них стала магистраль «Дон», соединяющая Москву и Новороссийск.

Как продвигается реализация программы на Кубани, через территорию которой пролегает одна из самых проблемных в стране трасс?

Миллионы – на «Дон»

В 2008 году Кубань в качестве пилотной территории была включена в новое направление приоритетного национального проекта «Здоровье» – совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП. Вопросы безопасности дорожного движения находятся на постоянном контроле в администрации Краснодарского края, а реализация программы регулярно рассматривается на Совете безопасности при губернаторе Александре Ткачеве. Параллельно действует и краевая межведомственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения.

Медицинская помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на участках краевых и федеральных автомобильных  дорог, проходящих по территории городов и районов края, осуществляется государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения. Распоряжением губернатора утверждены зоны ответственности медицинских учреждений по организации оказания помощи пострадавшим при ДТП.

В программе задействованы 16 учреждений здравоохранения в 11 муниципальных образованиях, расположенных вдоль федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон». Это города Краснодар, Геленджик, Горячий Ключ, Новороссийск, а также Туапсинский, Выселковский, Динской, Кореновский, Крыловский, Павловский и Кущевский районы. Среди участников программы и 3 государственных учреждения здравоохранения (Краевая клиническая больница № 1 им. профессора С. В. Очаповского, Региональный центр медицины катастроф, Детская краевая клиническая больница). В них за счет федеральных средств было поставлено оборудование на сумму 286,5 миллиона рублей. Эти деньги позволили закупить современную медицинскую аппаратуру и 14 реанимобилей. Кроме того, в рамках софинансирования проекта, за счет краевых средств было приобретено реанимационное оборудование для лечебно-профилактических учреждений, оказывающих помощь пострадавшим в ДТП, на сумму около 100 млн. рублей.

В 2010 году Краснодарский край продолжает участвовать в данном направлении проекта «Здоровье». Благодаря этому еще 10 учреждений здравоохранения муниципальных образований края, расположенных вдоль федеральной автомобильной дороги М-29 «Кавказ» (город Армавир, районы Тихорецкий, Павловский, Курганинский, Кавказский, Новокубанский, Гулькевичский, Успенский, Лабинский и Мостовский), будут оснащены оборудованием и 10 реанимобилями (на 25 миллионов) за счет федеральных средств.

На текущий год утверждена сумма субсидий на закупку диагностического оборудования – она составит 143,4 миллиона рублей. Помимо этого, согласно губернаторской стратегии развития краевого здравоохранения, на реализацию мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП в 2010 году выделены ассигнования из краевого бюджета в размере 57,3 миллиона рублей. Кроме того, каждое муниципальное образование, расположенное вдоль трассы, выделило средства на финансирование проекта из местных бюджетов.

Результаты уже есть

Спустя два года после начала реализации вышеуказанного направления уже можно подвести итоги работы.

В 2008 году количество ДТП, произошедших на территории Краснодарского края, по сравнению с 2007 годом уменьшилось на 2,2%, число пострадавших снизилось на 2,6%, а погибших – на 3,5%. Смертность при авариях в Краснодарском крае в 2008 году составила 22,32 на 100 тысяч населения – это на 3,8% меньше, чем в 2007-м (23,21).

Интенсивность движения в крае, пожалуй, самая высокая по России, пиковая нагрузка в летний период на пост «Джубга» превышает в сутки 120 тысяч автомобилей. Несмотря на это на Кубани удалось добиться результатов более высоких, чем целевой показатель по уровню смертности при ДТП, установленный Правительством РФ на 2008 год: по Российской Федерации он составил 24 на 100 тысяч населения, в крае – 22,32.

Для сравнения, за 2009 год количество пострадавших составило 9311 человек, из них погибших – 1068. Количество ДТП уменьшилось на 2,3% (с 6894 до 6738 человек), пострадавших – на 0,5% (с 8286 до 8243), погибших – на 6,5% (с 1143 до 1068). Снизился и показатель смертности – на 6,9% (с 22,32 до 20,77).

Еще одно свидетельство того, что ситуация меняется к лучшему, – оперативность работы медиков. Скажем,

24 июля 2009 года на трассе М-4 «Дон» в двух километрах от поста ГИБДД, недалеко от села Самарского Ростовской области, произошла крупная авария. Рейсовый автобус «Икарус», следовавший по маршруту «Курганинск –Таганрог», столкнулся с автомобилем «КАМАЗ». Бригада экстренного реагирования Регионального центра медицины катастроф в Краснодаре при получении информации о трагедии срочно наладила оперативное взаимодействие с медицинскими учреждениями близлежащих районов Краснодарского края. Было немедленно проведено оповещение диспетчеров отделений скорой медицинской помощи о направлении свободных бригад Кущевского, Павловского и Крыловского районов на место чрезвычайной ситуации.

В результате аварии 19 человек погибло, 9 – пострадало. Статистика была бы еще печальней, если бы не оперативность медиков. За участие в организации и оказании медицинской помощи пострадавшим в том ДТП Министерством здравоохранения Ростовской области кубанским специалистам была объявлена благодарность.

К жизни – на вертолете

Проблема эвакуации пострадавших с места ДТП налицо, особенно в летний отпускной период, поэтому растущее количество заторов на дорогах делает актуальным использование вертолетов. По мнению Дмитрия Медведева, санитарная авиация сегодня крайне необходима, и здесь медикам нужно скоординировать свои усилия и объединить ресурсы с представителями разных силовых ведомств.

Строительство вертолетных площадок на территории Краснодарского края, где в летние месяцы из-за возрастающего потока транспорта увеличивается количество ДТП, обсуждается представителями краевых управлений ГИБДД, федеральных автомобильных дорог и МЧС, а также департамента здравоохранения и Регионального центра медицины катастроф. Специалисты и руководители уже пришли к мнению о необходимости строительства первых четырех вертолетных площадок: в Павловском районе – возле примыкания магистрали «Кавказ» к автодороге «Дон»; в районе КПМ «Цукерова балка» в Кущевском районе; в Кореновске и на Молдовановском перевале. При выборе мест расположения площадок учитывалось, что они должны находиться на участке автодороги «Дон» в зонах влияния транспортных развязок и на достаточно удаленном расстоянии от стационарных объектов оказания медицинской помощи.

Вот как будут работать медики после обустройства вертолетных площадок. Сначала на место происшествия выдвигаются службы ГИБДД, МЧС и бригады медиков. Врачи решают вопрос о месте лечения пострадавших – в центральных районных больницах или на базе Краснодарской краевой больницы. Если медики выбирают местом лечения Краснодар, то на вертолете бригада врачей эвакуирует пострадавших в эту больницу.

Пока не определены ни сроки, ни стоимость строительства. Вопрос размещения вертолетных площадок и использования авиационной техники в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на трассе М-4 «Дон» в Краснодарском крае находится на стадии согласования с заинтересованными структурами и ведомствами.

Однако подвижки уже наметились. Скажем, вертолеты, которые в системе МЧС сейчас имеются (в основном, это Ми-8 и Ка-52), не на всех площадках смогут сесть. Поэтому, по словам начальника Южного регионального центра МЧС Александра Колупаева, в нынешнем году предусмотрено приобретение четырех иностранных вертолетов легкого типа. Всего, как предполагается, в 2010 году кубанские спасатели будут использовать 10 вертолетов. Из них четыре, которые будут закуплены, планируется располагать близ трассы М-4 «Дон».

Выше внимание – ниже смертность

Департамент здравоохранения Краснодарского края в целях сокращения смертности граждан при ДТП и повышения эффективности оказания медицинской помощи реализует целый комплекс мероприятий: совершенствуется профессиональная подготовка кадров лечебно- профилактических учреждений; проводится обучение участников дорожного движения и сотрудников служб, принимающих участие в ликвидации ДТП, приемам оказания первой медицинской помощи; в рамках краевых целевых программ оснащаются санитарным транспортом и медицинским оборудованием лечебные учреждения, оказывающие помощь пострадавшим в ДТП; осуществляется постоянный мониторинг качества оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП; анализируется время прибытия бригад скорой медицинской помощи к пострадавшим; внедряются современные компьютерные технологии при организации помощи пострадавшим.

Будущее нации под угрозой

Как показывает анализ происходящих на Кубани ДТП, в четырех из пяти случаев вина лежит на водителе. Каждое шестое происшествие совершено из-за превышения скорости, каждое восьмое – из-за несоблюдения

очередности проезда, каждое десятое – при выезде на встречную полосу движения. Самые опасные дни недели – пятница, суббота и воскресенье: в эти дни происходит почти половина всех ДТП. Пик аварийности – с 17 до 22 часов. Причем не менее трети жертв аварий составляют молодые люди в возрасте от 15 до 29 лет – иными словами, в зоне повышенного риска находится самая активная часть населения, которую принято называть будущим нации.

Что дала программа Кубани?

В 2008 году в рамках повышения эффективности оказания медицинской помощи в муниципалитеты Краснодарского края было поставлено 115 единиц медицинского оборудования. В том числе: 13 аппаратов УЗИ, 29 – ИВЛ, 12 рентгеновских комплексов для интраоперационного контроля, 4 компьютерных томографа, 41 система мониторинга, 13 наркозно-дыхательных аппаратов, 1 видеолапароскопическая стойка, 1 гематологический анализатор, 1 анализатор глюкозы крови, электролитов, гематокрита, и 14 реанимобилей, которые

оснащены наркозным аппаратом, аппаратом искусственной вентиляции легких, дефибриллятором, наборами иммобилизационных шин и другим оборудованием.

Спасатели сядут за руль мотоциклов

В рамках эксперимента на базе Главного управления МЧС по Краснодарскому краю создается подразделение мотоциклистов. В его составе будет 23 единицы техники. Мотоциклистов планируется привлекать для решения оперативных задач в основном на трассе М-4 «Дон» и прилегающих к Черноморскому побережью

автодорогах. Экипажи смогут доставлять сотрудников медицинской службы

или спасателей для оказания помощи пострадавшим в ДТП.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

Вернулись ли вы на работу после карантина?

Ответить Все опросы

Топ 3 читаемых

Самое интересное в регионах