В черноморских станицах так говорили, когда наступало Крещение, заканчивались Рождественские праздники, а узвар и кутья в последний раз появлялись на праздничном столе.
Раньше на вечерю в канун Крещения, как и на Рождественский сочельник (Святой Вечер), готовили постные блюда. Сейчас на Кубани обычай ставить на стол постные блюда сохранился лишь кое-где, но кутью у нас варят обязательно.
Если раньше ее варили из пшеницы, то теперь – почти исключительно из риса. Так повелось после войны, возможно, тогда рис был дешевле, чем пшеница, хотя старожилы доныне вспоминают, что «настоящая» кутья должна быть из пшеницы.
На Кубани кутью готовят на Святой Вечер и Крещение, на Пасху и Радуницу, а еще всегда – на поминки по умершим родственникам.
Целый день накануне Крещения в кубанской хате стояла Голодная Кутья. В этот день, как и в Рождественский сочельник, люди говели, и садились к столу только после появления первой звезды. А еще в этот день на всех отверстиях-входах в хату (на порогах, дверных косяках и т.п.) мелом рисовали крестики, а хозяин зазывал к себе домой Мороза есть кутью.
После трапезы дети стучали палкой снаружи по углам хаты, приговаривая: «Іди, кутя, із покуття, а ти, озвар, на базар», прогоняя тем самым кутью со святого угла («покутя»), где она находилась с самого Рождества. Недаром этнографы считают, что слово кутья происходит от того, что стоять она должна на покути, то есть в святом, самом почетном углу хаты. Ну, и, конечно же, в присказке этой фигурирует озвар – то есть узвар из сухофруктов, тоже одно из обязательных постных блюд на Святой Вечер и Голодную Кутью.
Богоявление и крещение на западе и востоке
Западные христиане празднуют Богоявление на 13 дней раньше, чем восточные – 6 января. В некоторых европейских странах этот праздник называют еще Трех Царей, или Мудрецов – в честь волхвов, пришедших приветствовать новорожденного Иисуса. По традиции, каждый из волхвов-королей изображается как представитель одного из возрастов человека. Поэтому один волхв юн, второй показан как мужчина зрелого возраста, а третий – пожилым человеком. Их имена – Каспар, Мельхиор и Балтазар (Валтасар), а также царский титул в Евангелии не упоминаются, а известны лишь из апокрифов IX в. В православной традиции ни их имена, ни количество не упоминаются, а армяне считают, что их было двенадцать.
В восточной традиции Богоявление совмещено с Крещением и объясняется так: Бог явился народу во всех Своих ипостасях во время Крещения Иисуса Христа: Бог-Отец с неба возвестил о Своем Сыне, крестящемся в водах Иордана: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», а Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса. В западном христианстве Богоявление и Крещение – два разных праздника: Крещение отмечают на первое воскресенье после Богоявления. Богоявление истолковывается также по-иному: приняв мудрецов, маленький Иисус как Богочеловек явил себя уже не только избранному народу – иудеям, как то было в Ветхом Завете, но и всем народам-язычникам (волхвы были язычниками).
В католической церкви в день Богоявления освящаются мел, ладан и вода. Затем дома, встав на пороге у открытых дверей, глава семьи (или священник, который в этот день традиционно посещает своих прихожан с пастырским визитом) пишет мелом сверху на дверном косяке латинские инициалы трех волхвов-царей: С+ М+ В+ год. Изначально под этим подразумевались первые буквы слов, образующих фразу Christus Multorum Benedicat (Христос всех благословляет) или Christus Mansioni Benedicat (Христос благословляет жилище).
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.