Сгребая товар со скидкой, мы порой не задумываемся, что ведемся на ловкий маркетинговый ход магазина. И только дома, разобрав все покупки и заглянув в кошелек, с ужасом понимаем, что ничего не сэкономили.
Распознать брак
Самый популярный ход продавцов – привлечь покупателя заманчивой ценой. При этом пониженная стоимость, как правило, указана крупными цифрами на ярком стикере, и только если хорошо присмотреться, ниже можно заметить пояснения мелким шрифтом.
Например, о том, что скидка действует в случае покупки двух экземпляров товара. В одном из супермаркетов Краснодара таким образом в эти дни распродают газированные напитки: вполовину дешевле вода обойдется, если купить сразу четыре (!) 2-литровых бутылки.
Как известно, в начале года крупные магазины выкладывают на прилавки все, что не успели продать за прошлый год. И здесь главное - поверив в сказочную стоимость, не нарваться на залежалый товар. Так, в одном из магазинов мы наткнулись на уцененный пакетированный сок.
Стоимость продукта снижена на треть. Народ впопыхах расхватывает напиток, совершенно не замечая, что срок годности истекает уже на следующий день. В другом популярном среди покупателей гипермаркете в поле зрения попали куриные яйца, расфасованные месяц назад. Небезопасный для здоровья продукт предлагают купить с 30%-скидкой.
- На распродаже в одном известном гипермаркете купила супругу три рубашки по 180 рублей, - рассказывает краснодарка Ксения Горбатенко. – Думала, сделаю подарок - получилось одно расстройство. Развернула дома покупки, а две сорочки бракованные…
Возвращать товар Ксения не стала: пожалела нервы и время. Испорченную обнову в итоге осталось только на тряпки пустить.
- Если в магазине вам предлагают скидку, уточните у продавца, по какой причине и не является ли товар бракованным, - предупреждает специалист краевого комитета по защите прав потребителей Сергей Столяров. - У товара имеется недостаток? Магазин обязан об этом сообщить покупателю. На распродажах есть риск приобрести некачественную вещь. В случае обнаружения фабричного изъяна вы вправе вернуть товар продавцу и потребовать деньги.
Магия цифр
Еще одна хитрость магазинов – заманивать клиента акциями, по которым вам обещают розыгрыш ценных призов. К примеру, в одном из супермаркетов обменивают кассовые чеки на купоны. Предлагают собрать десять таких «билетов» и только потом приглашают принять участие в фирменном «поле чудес», суперприз – дом. Как выясняется, прежде, чем попасть в розыгрыш, в кассе этой торговой точки придется оставить не меньше 10 тысяч рублей. Да и главный подарок вовсе не тот, какой мы себе представляем: постройка из легких конструкций, которая влет окупится супермаркету, а для вас обернется опустошением кошелька.
- Умение выгодно продать товар – это целая наука, которая реализуется на практике как раз таки во время распродаж, - поясняет преподаватель кафедры маркетинга экономического факультета КубГУ Ольга Мирошникова. – Продавцы прибегают к обычной магии цифр. На ценнике указывают не округленную сумму, а например «99 рублей 99 копеек».
Или крупным шрифтом - размер скидки. Все это безотказно действует на покупателя. Но самый распространенный маркетинговый ход такой: в ночь перед распродажей все старые ценники перебиваются, искусственно завышаются суммы. Потом их перечеркивают и пишут скидку, например, 70%, а на деле она выходит от силы 10%.
Излюбленный ход крупных торгово-розничных центров и специальное предложение по карте покупателя. Это когда скидки действуют на определенную продукцию и только при предъявлении «пластика». Зачастую таким способом нам норовят продать наименее ходовой товар.
Есть риск набрать всяких ненужностей, которые потом годами будут валяться в доме. Пользуются продавцы таким трюком: удешевляя одну вещь, на другую повышают цену пропорционально. В итоге ничего не теряют. Зато клиент клюет, как щука на живца.