Открытие прямого автомобильного сообщения с Крымом, введение сбора с отдыхающих, чемпионат мира по футболу - 2018 год богат на события, которые могут повлиять на курортную отрасль Краснодарского края. Каким будет летний сезон, вместе с экспертами разбирался «АиФ-Юг».
«Вместе с Крымом мы интереснее»
Лето на Кубани обычно начинается в майские праздники, когда в Сочи уже вовсю купаются и загорают не только местные моржи. Уже в мае, на полгода раньше планируемого срока, обещают открыть автомобильное движение по Крымскому мосту.
«Это, конечно, хорошо, но на наши планы никак не повлияет, - говорит москвич Виталий Корнев, который вместе с семьей каждый год отдыхает в Крыму. - Проблемы с паромом были только в 2014 году, когда пришлось постоять двое суток. Теперь доберемся еще быстрее, оценим стройку века. И к друзьям в Анапу по традиции на несколько дней заедем».
Власти Краснодарского края не видят в открытии крымского моста проблемы - все туристы через пролив не поедут, а транзитный поток, напротив, даст возможность развиваться тому же Темрюкскому району.
«Мы рассматриваем эту ситуацию как партнерство, а не как конкуренцию, - считает министр курортов, туризма и олимпийского наследия региона Христофор Константиниди. - Важно продвигать весь черноморский кластер, и вместе с Крымом для туристов мы интереснее, чем каждый по отдельности. Поэтому с министерством туризма полуострова мы подписали рамочное соглашение по совместному продвижению двух регионов, по формированию межрегиональных турпродуктов».
Турецкий гамбит
В прошлом году курорты Краснодарского края посетили 16 млн чел. - на 200 тыс. больше, чем в 2016-м. В 2018-м власти ожидают не меньше людей, чем в 2017 году. В то же время черноморским пляжам надо быть готовыми к конкуренции не с Крымом, а с той же Турцией. Если в прошлом году с отдыхом в соседней стране ситуация была не совсем понятной, то сейчас направление открыто, цены - демократичные. Министр туризма Турции Нуман Куртулмуш заявил недавно, что в 2018 году здесь ждут 6 млн россиян - на 1,3 млн больше, чем в прошлом.
А ведь еще ходят разговоры о возвращении отечественных туристов в Египет, авиасообщение уже открылось. Правда, по словам туроператоров, Египта пляжам российского юга опасаться не стоит - туда летают только шесть рейсов, и то из Москвы.
В то же время власти работают с муниципалитетами, объясняют, что конкуренция усилится, поэтому надо взвешенно подходить к ценообразованию.
«Это не значит, что нужно снижать цены, - объясняет чиновник. - Просто надо дифференцировать: в пик - одна стоимость, в межсезонье - другая. Сегодня надо пересмотреть подход к уровню сервиса, набору услуг - постараться, не увеличивая цену, улучшить качество и набор услуг».
По словам министра, в прошлом году начало сезона выдалось несколько провальным из-за того, что первая половина лета была холодной.
«Мы начали наверстывать турпоток только в конце августа - начале сентября, - продолжает Константиниди. - Тогда и пляжи были переполнены, и транспортный поток сильно увеличился. Я не думаю, что в этом году будет спад, тем более прогноз погоды пока благоприятный. Главное, чтобы июнь и июль уже были теплыми, потому что самый важный наш ресурс - это море и солнце. Если будет хорошая погода, то возможен и рост числа туристов».
Вопрос к перевозчикам
Далеко не все зависит от чистоты пляжей, цены отелей, гостеприимности персонала и даже погоды. Решающий аргумент - стоимость всего отдыха. И тут оказывается, что перелет даже из Москвы в Сочи порой может стоить как недорогой тур в Турцию.
«Побережье Краснодарского края даже приятнее турецкого, но это пока не сядешь за компьютер заказывать авиабилеты, - говорит Сергей Вакулин из Воронежа. - В прошлом году выбирали куда лететь, первым вариантом был Сочи, но оказалось, что только перелет туда-обратно мне с женой и дочкой обойдется в 100 тыс. рублей. Да, если бы бронировали заранее, было бы дешевле, но кто же знал. В итоге взяли недельный тур в Турцию - всего на 50 тыс. дороже, чем один только перелет в Сочи».
Региональные власти пытаются изменить ситуацию - встречаются с перевозчиками, пытаются убедить. Даже договорились с кубанскими аэропортами, что обслуживать самолеты в них будут с серьезной скидкой. Но доля аэропортового сбора в общей цене билета не превышает 7%.
«Есть положительная тенденция - появляются межрегиональные перевозчики, которые возят не через Москву, а напрямую, - продолжает министр туризма. - Есть предпосылки, что они будут дешевле. Федеральные власти сейчас анализируют возможность субсидирования туроператоров, авиаперевозчиков».
Как все эти факторы - от погоды до открытия Крымского моста и стоимости авиабилета - отразятся на заполняемости кубанских курортов, узнаем только после завершения сезона.
Летом отели в горах будут загружены на 70 процентов, и одна из главных причина - цена.
«Турция - конкурент номер один, два и три для кубанских курортов. Фактор крымского моста тоже можно оставить за скобками - люди, привыкшие отдыхать в Сочи, не найдут ничего похожего в Ялте, - уверен директор сети туристических агентств Алексан Мкртчян. - Я думаю, Краснодарский край в этом году посетят столько же туристов, сколько и в прошлом - 16 млн человек. Хотя цены выросли на 10-15% плюс ввели курортный сбор. Понятно, что его размер копеечный, но психологический эффект только отрицательный, ведь люди и так заплатили за проезд, проживание, тратят деньги в местных ресторанах. Я не думаю, что бюджет того же Сочи сильно обогатится от введения курортного сбора.
Еще в прошлом году проявилась новая тенденция, которая получит продолжение и в 2018-м - летом многие люди предпочитали жить в Сочи в горном кластере и ездить на пляж на автобусах. Я прогнозирую, что летом отели в горах будут загружены на 70%. И одна из главных причина - цена. Если двухместный номер в отеле популярной сети в Имеретинской долине стоит 15 тысяч рублей в сутки, то аналогичный в горах - не больше восьми тысяч».