Запуск системы спровоцировал забастовки дальнобойщиков по всей стране. Не остался в стороне и Краснодарский край: 11 ноября на предупредительную акцию у Восточного выезда из Краснодара собрались около трех десятков грузовых автомобилей. В первой половине дня они выстроились на крайней полосе, сюда же через некоторое время подъехали представители администрации города и МВД.
Пока без штрафа
«Они переговорили с участниками акции, - рассказали в пресс-службе ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю. - Некоторым выписали протоколы за нарушение правил остановки или правил стоянки транспортных средств».
«Представители власти сказали нам, что будут писать в Москву с просьбой отменить плату за проезд по федеральным трассам, - говорит участник акции, дальнобойщик Сергей Сыч. - Пока же точно ничего неизвестно, но, по слухам, штрафы за неустановку «Платона» пока не берут - перенесли на полгода».
Действительно, хоть система взимания платы с грузовиков массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным трассам и должна была заработать с 15 ноября, но после прокатившихся по стране акций протеста власти сначала снизили тариф с 3,06 до 1,53 рублей за километр, а потом и объявили полугодовой мораторий на штрафы из-за отсутствия системы - до апреля водители могут не беспокоиться.
Вопросы без ответов
Возмущает дальнобойщиков сама постановка вопроса: грузовики и так платят солидный транспортный налог плюс квартальные сборы как индивидуальные предприниматели. Так, по словам водителя, транспортный налог на грузовики мощностью 420 лошадиных сил составляет 28 тысяч рублей в год, квартальный сбор - 5600 раз в три месяца, то есть 22 400 в год. Плюс топливо - 35 литров дизеля по 34 рубля на сто километров. Куда же еще платить? К тому же, как всегда у нас, оплатит очередной побор в конечном итоге обычный покупатель. Дело в том, что автомобильным транспортом у нас перевозится большая часть продуктов питания, строительных материалов.
«Новый сбор в любом случае скажется на конечном потребителе, - уверен Сергей Сыч. - Не будут же водители из своего кармана доплачивать?»
Росавтодор, в свою очередь, обещает, что собранные «Платоном» средства (планируемые суммы называют разные - от 30 до 50 миллиардов рублей) будут идти в дорожный фонд, чтобы устранять вред, наносимый полотну тяжелыми грузовиками. Так, по подсчетам экспертов Росавтодора, единичный проезд фуры разрешенной массы свыше 12 тонн по нагрузке на трассу равен 40 тысячам проездов одной легковой автомашины.
«Я не думаю, что вред, наносимый большегрузами, настолько велик, - считает Владимир Коробчак, руководитель Краснодарского регионального отделения общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов». – Но основная проблема «Платона» в том, что водители грузовых автомобилей - такие же участники дорожного движения, как и все остальные. А при этой схеме для них выходит двойное налогообложение - ведь дальнобойщики платят и транспортный налог, и как индивидуальные предприниматели».
По словам Владимира Коробчака, к новому закону у автомобилистов много вопросов: во-первых, в чей карман пойдет прибыль от этой оплаты (дело в том, что реализацией программы занимается частная компания). Во-вторых, почему власти выбрали для введения очередного сбора и без того тяжелое для многих время - ведь с ростом курса валюты подорожали и запасные части, и топливо, а у многих еще и техника кредитная. Люди просто в панике.
«60% грузов по России перевозит автомобильный транспорт, - говорит Коробчак. - Но если дальнобойщики со временем подстроятся и повысят тарифы, то в конечном итоге этот сбор будут платить обычные люди, так как повысятся цены и тарифы».
После акций протеста дальнобойщиков, прокатившихся по всей России, власти немного остудили собственный пыл. Но автомобилисты рассчитывают на большее. Удастся ли им договориться с властями? От ответа на этот вопрос отчасти зависит и то, поднимутся ли цены в ближайшем магазине.