Сочинка Анастасия Ферафонтова стала «Учителем года Кубани» и осенью представит Краснодарский край на всероссийском уровне. Примечательно, что она является потомственным педагогом, хотя при этом еще относительно недавно работала в банке и не планировала учить детей.
Победительница конкурса рассказала «АиФ-Юг», по каким причинам не спешила продолжать профессиональную династию, почему все-таки подхватила эту семейную эстафету и какой треугольник считает самой прочной основой подготовки достойных выпускников.
Четвертая в династии
В этом году у города Сочи есть все шансы стать педагогической столицей России. В феврале учитель начальных классов местной школы №18 Ирина Амосова получила главную просветительскую награду нашей страны от общества «Знание», а в конце марта победную эстафету подхватила ее коллега из СОШ №19. Преподаватель математики Анастасия Ферафонтова стала «Учителем года Кубани» и осенью представит наш край на конкурсе «Учитель года России». Интересно, что она является потомственным педагогом, хотя при этом начала трудовой путь в другой сфере и не планировала идти в образование.
По стечению обстоятельств после декретного отпуска она стала работать в колледже, а потом мама позвала ее в свою СОШ №13, где искали математика. В итоге прошедшая соответствующую переподготовку Анастасия Ферафонтова 4 года назад тоже влилась в большую семью российских учителей. Сейчас она преподает алгебру, геометрию и новый предмет под названием «Вероятность и статистика». Она не пожалела о своем выборе, благодаря которому ее профессиональные задачи стали намного интереснее и живее, а их результаты – важнее для будущего страны.
«Я убеждена в том, что работать учителем стоит только если ты действительно любишь детей, – продолжает педагог. – Лишь этим чувством можно объяснить то, что педагоги задерживаются в школе. Меня очень заряжает обратная реакция, которую я получаю от детей, их радость от достигнутого с моей помощью результата. Это может быть усвоение какой-то сложной темы, получение пятерки на уроке, успешная сдача контрольной или экзамена. Это вдохновляет работать дальше, развиваться, искать что-то новое».
Практика победы
Чтобы математические уроки не казались ученикам сложными и скучными, Анастасия всегда старается их чем-то зацепить. Один из способов вызвать интерес – связать изучаемую тему с каким-нибудь популярным у детей фильмом или игрой. Она любит использовать практико-ориентированные задачи, помогающие объяснять все максимально доходчиво. Одним из классических примеров такого рода является вычисление объема краски, который понадобится для окрашивания помещения с определенным метражом. Подобные вопросы часто встречаются на школьных экзаменах.
«Дети часто спрашивают о том, зачем им вообще учить алгебру, мол, синусы и косинусы нужны только учителям, – замечает Анастасия Юрьевна. – И вот практико-ориентированные задачи помогают ребятам увидеть, что математика – вокруг нас, она повсюду в нашей жизни. Их легко придумать на любую тему, которая сейчас актуальна. Например, недавно мы отмечали юбилей Олимпиады в Сочи, к которому можно привязать разного рода задачи на скорость, на движение, на проценты, на площадь. То есть цифры везде, все можно посчитать. Нужно только немножко включить фантазию и так сформулировать задачу, чтобы она стала понятна детям».
Пару лет назад она впервые решила показать свои профессиональные знания на конкурсе «Учитель года Сочи», но не смогла попасть в число призеров и потому расстроилась. Но это мотивировало ее еще лучше подготовиться к следующей попытке, оказавшейся удачной. В 2023 году Анастасия Ферафонтова стала лучшим педагогом Сочи и получила право представлять свой город на конкурсе «Учитель года Кубани», который тоже выиграла. Она признается, что не была уверена в своем успехе, потому что конкурс непростой, и при этом у нее были достойные соперники. К тому же никто в их педагогической семье еще не достигал такой большой победы.
Я убеждена в том, что работать учителем стоит только если ты действительно любишь детей.
«Моя мама в свое время участвовала в таком конкурсе и смогла попасть лишь в десятку лучших учителей Кемеровской области, где мы раньше жили, – рассказывает Анастасия Ферафонтова. – А в Сочи такой победы не было целых двадцать три года. До меня последний раз конкурс «Учитель года Кубани» выиграла Ольга Николаевна Медведева, которая сейчас работает начальником управления образования нашего города. Теперь я буду представлять Краснодарский край на конкурсе «Учитель года России», который пройдет в сентябре. Я надеюсь, что смогу войти в пятерку лучших учителей нашей страны».
Фактически сразу после победы в Краснодаре она начала готовиться к федеральному этапу конкурса, который потребует большой отдачи. Но один из главных компонентов профессионального багажа учителя, оцениваемого членами жюри, – его опыт взаимодействия с детьми на обычных уроках. Героиня этого рассказа сейчас работает в основном с девятиклассниками и видит свою задачу не только в том, чтобы качественно подготовить их к экзаменам. Она считает важным, чтобы они научились логически мыслить, анализировать, принимать решения и стремились в будущем использовать полученные в школе знания во благо России.
Патриотичная задача
«Образовательный процесс неразрывно связан с воспитанием, на которое сейчас повышенный запрос в обществе, – убеждена Анастасия Юрьевна. – Школа готовит не просто ученика, который будет уважать старших, соблюдать какие-то правила, манеры и так далее. Все-таки мы воспитываем будущее нашей страны, ее гражданина и поэтому очень важно правильно расставлять акценты. Упор делается на традиционные ценности, любовь к своей стране, активную гражданскую позицию. Кстати, мы обсуждали эту тему с коллегами на конкурсе, и все сошлись во мнении, что наши дети сейчас растут патриотами».
По ее словам, учить таким вещам можно даже на математических уроках, и в этом ей тоже помогают упомянутые практико-ориентированные задачи соответствующего содержания. Например, приближение 9 Мая является хорошим поводом для того, чтобы обратиться на уроках к тематике Великой Отечественной войны с использованием языка цифр. Но достичь желаемых результатов в воспитании и образовании возможно только при условии того, что родители школьников будут идти в ногу с учителями.
«У нас есть три участника образовательного процесса: учитель, ученик и его родители, – объясняет Анастасия Ферафонтова. – Они вместе должны образовать треугольник, который является в математике самой устойчивой фигурой. Только если такая триада складывается и работает как единое целое, можно добиться всех поставленных целей. Родители любят своих детей, учителя любят своих учеников и в конце концов всех их интересует только один результат: это успешный выпускник школы. Вот если мы все будем идти к этому вместе, с двух сторон, то прийти будет проще».
Диалог между педагогами, школьниками и их родителями важен и по другой причине. Анастасия Юрьевна убеждена, что это во многом определяет отношение к ее профессии в обществе. Победительница конкурса, как и многие ее коллеги, считает, что из-за недопонимания сегодня родители часто выдвигают необоснованные претензии к учителям и администрациям школ. Она хочет, что мамы с папами были более тактичными, благосклонными и относились к учителям с должным уважением, как это было раньше. А вот расхожее мнение о том, что ученики стали хуже, она не разделяет. По ее словам, они просто другие.