Примерное время чтения: 8 минут
1379

«Учить читать и писать - не обязательно». Как подготовить ребенка к школе?

«АиФ-Юг» № 13 31/03/2021

Родители будущих первоклассников, как говорится, на «низком старте». С первого апреля начинается приём документов в школы. Поэтому мамы и папы волнуются, попадёт ли чадо к хорошему учителю, хватит ли мест в классе и готов ли вообще ребёнок к учёбе. Как настроиться на новый и важный этап жизни всей семьи, выяснил «АиФ-Юг».

Муки выбора

Приём заявлений в школы сначала будет происходить по месту регистрации детей. Он продлится до 30 июня. С шестого июля будут добирать на оставшиеся места, если такие останутся. На сайте каждого учебного учреждения есть специальный раздел, где опубликована информация, какие необходимо предоставить документы, и как записаться на визит.

«Чем ближе эта дата, тем больше волнений и сомнений, в какую школу повести ребёнка, - делится переживаниями краснодарка Екатерина Иващенко. – С одной стороны - новая школа рядом с домой. Но переполнена настолько, что в классах по 40 человек, ещё до конца не сформирован педагогический состав. С другой – старое учебное учреждение, с проверенными годами учителями, но далеко от дома. Ребёнку придётся в дальнейшем добираться на уроки на общественном транспорте. Боюсь ошибиться и принять неверное решение. Ведь именно начальная школа и первый учитель закладывают своего рода фундамент знаний».

Выбор школы, на самом деле, один из самых ответственных моментов в жизни семьи. Родителям хочется, чтобы их сын или дочь учились хорошо, были успешными и образованными. Многие любой ценой стремятся отдать чадо в престижный лицей или элитную гимназию. Но само по себе учреждение не гарантирует выдающиеся успехи. Тем более, нагрузка в таких школах выше, чем в обычной.  Осилить объёмы сможет только физический крепкий ребёнок.

«При подборе учебного заведения родители должны учитывать несколько факторов, - комментирует ситуацию воспитатель Виктория Меньшова. - Во-первых, склонности и интересы ребёнка. Важно, чтобы они соответствовали направлению школы. Творческому малышу, скорее всего, не подойдёт математический лицей. Во-вторых, удалённость школы от дома. Насколько безопасна, сколько времени занимает дорога. Долгая – утомляет. Если ребёнку придётся каждый день вставать в полшестого утра, чтобы вовремя приехать на урок, то это чревато хроническим недосыпом, что плохо скажется на обучении. В-третьих, выбирать не школу, а учителя. Хорошо, если есть возможность заранее узнать, к кому попадёт будущий ученик. Кому-то важно, чтобы педагог был мягким и добрым, кому-то – строгий и требовательный. В-четвёртых, продлёнка. В современном мире, когда у мам и пап большая занятость на работе, очень удобно, если после уроков малыш будет под присмотром взрослого, накормлен, сделает уроки, погуляет. В-пятых, предпочтения самого ребёнка. Может, он хочет учиться вместе с ребятами со двора или с друзьями их детского сада. Это надо предусмотреть. Охрана, организация питания, кружки и секции – всё это тоже важно учитывать. Но, как показывает практика, обычно дети идут в ту школу, которая находится ближе к дому».

«Зато будут каникулы»

Глебу Захарову через два месяца исполнится семь лет. Он знает, что скоро станет первоклассником.

«Я и хочу идти в школу, и в тоже время не хочу, - говорит мальчик. – Знаю, что придётся много читать, решать примеры, но зато на перемене можно будет отдохнуть. Здорово, что будем ходить на экскурсии с классом, рассматривать мелкие предметы в микроскоп, проводить химические опыты. Зачем дети ходят в школу? Чтобы быть умными. А ещё там познакомлюсь с новыми друзьями. Я им чем-то помогу, а они мне. Учителя бывают добрые и сердитые. Думаю, у меня будет хорошая, особенно в первое время, ведь я новичок. Главная оценка в школе – это «пятёрка». Если получу «двойку», плакать не буду. Выучу ещё раз тему и отвечу заново. Знаю, что придётся рано вставать, и каждый день учить уроки. Но в школе лучше, чем в детском саду, потому что там бывают каникулы. Можно поехать в отпуск с родителями, встретиться с друзьями издалека. Я горжусь, что буду школьником».

Впервые приходя в школу, ребёнок не просто переступает её порог, а переходит на новую общественно значимую социальную ступень. Как понять, готов ли малыш к новой роли?

Не учить, а развивать

Современные родители ещё за год, а то и два начинают активно готовить ребёнка к школе. В итоге к первому классу он уже бегло читает, решает примеры и пишет прописью. Нужно ли обучать всему этому заранее, мнение педагогов расходится.

«Это совершенно не то развитие, которое должно быть у дошкольника, - считает учитель начальных классов Наталья Величко. – В этом возрасте у детей основной вид деятельности – игра. Любые навыки и знания должны подаваться именно в этой форме. Из-за новой модной тенденции «готовить к школе», дети рано начинают читать и считать до тысячи, зато некоторые не способны делать элементарные вещи: завязывать шнурки, знакомиться со сверстниками. Не знают полного имени мамы и папы. На уроках они чрезмерно игривы, не умеют сравнивать, делать обобщения, у них плохое развитие координации, слабые знания об окружающем мире, бедный словарный запас. Всё это потому, что основной вид деятельности был заменён на учебную. Что должен знать ребёнок к первому классу? Называть свой домашний адрес, город, в котором живёт, название страны и её столицы, ФИО родителей, место их работы и профессию. Знать времена года, их последовательность, основные признаки, названия месяцев и дней недели, основные виды деревьев и цветов. Уметь отличать домашних животных от диких. Понимать родственные связи, например, что бабушка – это мама папы (или мамы). Должны быть развиты мотивационная готовность, умение принять свою новую социальную роль – школьника, и соответствовать ей, интеллектуальная готовность, волевая сфера. Под ней подразумевается внимание, память, мыслительные операции, умение устанавливать закономерности, сравнивать, обобщать, делать простейшие умозаключения. Важно не учить ребёнка, а развивать. Ни в одном документе или стандарте нет информации, что при приёме в школу надо уметь читать, писать, решать. Этому учит учитель. Зачастую наблюдаю такую картину, приходя в школу дети уже умеют писать, но при этом карандаш держат неправильно. Переучить уже, как правило, очень сложно. Неверная постановка пальцев даёт нагрузку на руку. Рука быстро устаёт, соответственно, это негативно влияет в целом на письмо. Если уж родители или репетитор учат малыша читать, то надо научить понимать текст: анализировать, задавать вопросы, пересказывать. До школы надо привить правила вежливости. Например, здороваться со старшими, соблюдать субординацию. Обучить гигиеническим навыкам. В том числе, мыть руки перед едой и после туалета. Самостоятельно одеваться и аккуратно складывать свои вещи. Культурный норматив – работа родителей. Общайтесь с детьми, гуляйте с ними, читайте им книги. Если взрослые отвечают на всевозможные вопросы своих чад, а не отнекиваются, это и есть развитие, подготовка к школе и взрослой жизни. К сожалению, современным детям не хватает общения с мамами и папами».

О школе – только хорошо

Самое главное, не пугать малышей школой, но и не обещать, что там будет весело.

«Задача родителей – создать реалистичное представление, - продолжает Виктория Меньшова. – Но оно обязательно должно носить положительный характер. Не обсуждать опасения в присутствии малыша. Отношение взрослых влияет на мотивацию ребёнка. Его надо настраивать на успех. Дети по своей природе «почемучки», у них ярко выражен познавательный интерес. Если его поддерживать, то малыш будет хотеть идти в школу, потому что будет знать, что там получит ответы на свои вопросы».

Ни в одном документе или стандарте нет информации, что при приёме в школу надо уметь читать, писать, решать. Этому учит учитель.

До первого сентября ещё пять месяцев и целое лето. За это время можно и наиграться, и отдохнуть и подтянуть слабые стороны.

«Если есть необходимость, то надо заниматься автоматизацией поставленных звуков. Если три месяца пропустить, то придётся заново работать над проблемой, - говорит логопед первой квалификационной категории Елена Удоденко. – Как говорят, речь детей – на кончиках пальцев. Уделите внимание мелкой моторике. Пусть ребёнок лепит, рисует, штрихует, конструирует. Повторяйте скороговорки, играйте в игры. Например, в «Назови детёныша». Родитель предлагает животное, а ребёнок говорит, кто его потомство (кошка – котёнок). Полезна игра «Кто как голос подаёт». Допустим, кошка – мяукает, собака – лает. Так будет обогащаться словарный запас. Рекомендую игру «Сосчитайка» для отработки звуков. Например, родитель говорит: «Одна лапа», а ребёнок  продолжает: две лапы, три лапы, четыре и т.д. Хороша игра «Скажи наоборот», в которой нужно подобрать антонимы. В частности, горячо-холодно, день-ночь, чёрный-белый и т.д. В шесть-семь лет пполезно образовывать новые слова. К примеру, мяч из резины – какой? Резиновый. День осенью – какой? Осенний. Такие упражнения полезны и не займут много времени, причём выполнять их можно по пути в детский сад, в машине, прогуливаясь».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

А вы часто бываете в театре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах