За пять лет проезд в общественном транспорте Краснодара подорожал почти в два раза и достиг 40 рублей. Стоимость проезда выросла в последний раз на 5 рублей, рост тарифа составил 14%, однако траты коммерческих перевозчиков оказались выше этого уровня, они понесли издержки.
По словам президента Ассоциации регионального объединения работодателей саморегулируемой организации «Союз транспортников Кубани» Ивана Петрова, уровень доходности бизнеса сократился, и так происходит уже не первый год. Частники при этом стараются развиваться. Так, в 2022 году за собственные средства или в лизинг заменили 55 автобусов.
«Хотелось бы, чтобы эта цифра была больше, но бюджет компаний не позволяет. В идеале ежегодно обновлять 10% подвижного состава, но на данный момент это не получается. Перевозчики не зарабатывают столько денег, сколько хватило бы брать в лизинг. Бюджетные деньги фирмам тоже не выделяются», - объяснил Петров.
С 2014 года в условия конкурса на маршруты стали вводить обязательное наличие кондиционеров. На данный момент таких маршрутов должно быть больше 10.
«Но поставить оборудование - затратное дело. Кондиционер для автобуса стоит от 200 до 420 тысяч рублей. Более того, в некоторые машины технологически невозможно его установить, заводом-изготовителем это не предусмотрено» - рассказал эксперт.
Долгое ожидание транспорта на остановке - тоже проблема, и суть ее - пробки. Время рейсов автобусов увеличивается с 40 минут до двух и более часов в период пика на дорогах. Это тоже убытки перевозчика.
«За 10 лет количество машин в Краснодаре увеличилось почти на 40%, а такого же количества новых дорог в городе не появилось. Невозможно расширить имеющиеся улицы, но выход есть. Решить проблему могут помочь выделенные полосы. Так повысится популярность общественного транспорта, соответственно компании будут больше зарабатывать и чаще обновлять подвижной состав», - рассказал президент ассоциации.
По словам Ивана Петрова, несмотря на сложности, общественный транспорт обновляется. Еще 15 лет назад краевая столица была заполнена желтыми «газелями», сегодня их нет. Их заменили автобусами малого класса, и постепенно идет переход на машины среднего класса. Такой автобус стоит 6,5 млн рублей, а большой вместимости - около 15 млн рублей.