Министерство финансов России с первого января 2021 года решило повысить минимальные розничные цены на коньяк и игристые вина на 3 %. Около 50 % всех отечественных вин производят в Краснодарском крае, здесь находится не меньше 70 крупных компаний-производителей и фермерских хозяйств. «АиФ-Юг» решил разобраться, как нововведение Минфина может отразиться на потребителях, стоит ли россиянам в новом году опасаться повышения цен на алкоголь, и узнал у экспертов, как не попасться на псевдовино в магазинах.
Вино - продукт местности
Новый минимальный ценник на 0,75 литра игристого - 169 рублей. Однако за такую плату «настоящего» кубанского вина почти не найти. Во всяком случае, с пометками ЗГУ - вина защищенного географического указания с обозначением региона производства или ЗНМП - вина защищенного наименования места происхождения, с указанием конкретной малой территории (района) производства. Недаром основоположник российского виноделия князь Лев Голицын, что создал производство под Новороссийском, повторял: «Вино - продукт местности». Фраза эта описывает основной принцип контроля качества. Так что по идее, исходя из цены винограда, нормальное вино уже сейчас стоит от 250 рублей за бутылку. Только вот по статистике россияне больше 20 % заработка тратят на еду и напитки. И не трудно посчитать, что с доходом обычного жителя страны не так просто выделить деньги на такое вино. Для многих 500 рублей – это уже цена заоблачная! Потому ценовая политика, как утверждают краевые компании, довольно лояльная. Это, конечно, не фруктовые вина за 70 рублей – такая стоимость для натурального продукта невозможна. Пока, к сожалению, в основном потребители основывают свой выбор на принципе: красное или белое, сладкое или сухое. Любят жители РФ, по-прежнему, полусладкое. Но с годами культура потребления вина в стране, хоть и медленно, но развивается. Винная матрица сегодня обширная, правда, вино как любимый напиток, содержащий алкоголь, предпочитают не больше 13 % россиян, остальные предпочитают пиво и крепкое.
Вина качественные против «псевдо»
Существенно повлиял на развитие алкоторговли в этом году закон ФЗ № 468 «О виноградарстве и виноделии в РФ», работает он уже более четырех месяцев. Все это время рынок меняется, в частности повысилась роль экспертизы. Потому недавно Черноморский форум виноделия, компании POZIS и «Агролайн» организовали конференцию «Вино России в ритейле», на которой подробно обсуждались перемены и поднимался вопрос формирования минимальной цены на игристые и тихие вина.
«Мы никогда не считали минимальную цену панацеей, - объяснил директор Ассоциации производителей игристых вин, автор закона по МРЦ для игристых вин Алан Соколов. – Рассматривали ее в комплексе мер, но не всё получилось. И мы действительно пришли к выводу, что не считаем МРЦ в будущем необходимой мерой. В ближайшее время будем в Ассоциации это обсуждать. После принятия нового закона о виноделии, одной из сегодняшних проблем для потребителя стало то, что сейчас сложнее идентифицировать вино на полках магазинов. Все смешалось. Появилось много акционной зарубежной продукции, что для покупателя, в принципе неплохо. Но это может выйти боком российским производителям. Получается, российская винодельческая компания выстраивает стратегию на десятки лет вперед, создает бренд и идеологию. А наша же торговая сеть в этот момент заинтересована в востребованном продукте с высоким оборотом. Отсюда много и дешевого псевдовина, созданного, якобы из «российского винограда». И такая продукция как раз портит впечатление покупателя о том, что наше вино может быть качественным».
«С начала пандемии изменилась ситуация не только в мире, но и на «винной полке» и в винной карте. Произвести вино сегодня «легче», чем продать, в мире огромное перепроизводство вина, - отмечает председатель правления Черноморского форума виноделия Виталий Меркушев. - Обострилась конкуренция качественного российского вина и недорогого европейского. И то, и другое продается примерно по одной цене и выбор не всегда в пользу нашего, не хватает информационно-рекламной поддержки, «узнаваемости брендов» российских вин. Как быть в этом случае российским компаниям? Занижать цены? Я буквально на днях видел вино ЗГУ российской компании, которое стоит 99 рублей. Но как такое возможно? Посчитайте сами: подорожавший (в том числе в этом году из-за засухи) виноград, бутылка, пробка, этикетка… Ну никак не получится на таком вине производителю заработать, если это действительно вино ЗГУ. Отсюда, конечно, возникают вопросы к системе контроля такой продукции со стороны Роспотребнадзора».
«Честное вино – по честной цене»
Крупные участники рынка говорят о небольшом подорожании игристых к Новому году, но, по их словам, это никак не связано с ростом минимальных цен.
«Повышение минимальной розничной цены не окажет существенного влияния на алкогольный рынок страны, - объясняет заместитель генерального директора ООО «Кубань-Вино» Евгений Емельянов. - Это является обязательным условием для всех участников рынка и нас в том числе. Но нововведение не должно сильно ударить по кошельку потребителя, экономическое положение которого сегодня и так сильно пошатнулось. У нас есть ценовая стратегия, благодаря которой наша продукция по-прежнему останется доступной для разных категорий граждан».
«Наши игристые вина существенно дороже новой МРЦ, а повышение ставки акциза незначительно для вин в этом году. К тому же мы получаем большой вычет из акциза, как производители вин из собственного винограда, - рассказал директор по стратегическому развитию «Мильстрим» Дмитрий Винничук. - МРЦ рассчитана на самый простой продукт в отрасли, у большинства добросовестных производителей цена уже существенно выше, поэтому повышение никак не отразится на цене качественного продукта. Но мы планируем повысить цены по другой причине. Аномальная засуха привела к существенной потере части урожая этого года и себестоимость винограда выросла у нас примерно на 30 %. Как итог, мы планируем повышение стоимости в среднем на 15 % уже в декабре этого года. Наша политика в отношении потребителей довольно прозрачная: честное вино по честной цене».
Из чего делают?
Многие потребители при покупке вина руководствуются устаревшими стереотипами по поводу соотношения цена-качество. Часто считается, что хорошим может быть только игристое, произведенное в Европе, а то и вовсе исключительно в провинции Шампань (область во Франции). Однако сегодня российские бренды составляют хорошую конкуренцию ведущим мировым маркам. К тому же, на юге сборы винограда с каждым годом устанавливают новые рекорды.
«Если говорить о крае, как о лидере в производстве винограда в России, - то в 2019 году специализированные хозяйства собрали 214,9 тысяч тонн. Средняя урожайность по краю составила 101,3 центнера с га, - рассказали в пресс-службе министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края. - На конец прошлого года общая площадь виноградников была 27 тысяч га, это виноградники в Темрюкском, Ейском, Крымском районах, в Анапе, Новороссийске, Геленджике».
Что касается виноделия, то по информации Минсельхоза, Кубань занимает первое в России место и по объемам производства вина и игристых. За девять месяцев 2020 года произведено 15,38 млн дал винодельческой продукции (90 % к аналогичному периоду прошлого года), в том числе вина 10,68 млн дал (102,3 %), шампанских и игристых вин – 3,15 млн дал (98,1 %), коньяка и бренди – 82,6 тысяч дал (86,0 %).
«В 2019 году на зарубежных дегустационных конкурсах в Лондоне, Гонконге, Вене, Берлине, Брюсселе и других городах виноделы Кубани получили 85 медалей, в том числе девять золотых, - уточнили в пресс-службе ведомства. - За 2020 год на зарубежных дегустационных конкурсах наши виноделы получили 44 медали, в том числе – четыре золотых. В 2020 году из-за пандемии COVID-19 выставочных и дегустационных мероприятий проводится намного меньше, а в крае вообще не проводилось».
ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ