11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила вспышку СOVID-19 пандемией - сильнейшей эпидемией, при которой заразная болезнь быстро заражает множество людей во всем мире. Как мы приспособились к инфекции и как она изменила нашу жизнь, разбирался «АиФ-Юг».
Боялись выйти из дома
Теперь уже цифры по заболевшим не вызывают у нас особых эмоций, хотя раньше, даже при меньшем количестве заразившихся в сутки, мы впадали в тревогу. Пандемия СOVID-19 в мире продлилась 3 года 1 месяц и 24 дня. Вспомним, как она начиналась.
Как только вирус стал распространяться, страны одна за другой вводили строгие ограничения. Корректировались все сферы привычной жизни, некоторые переворачивались с ног на голову. В регионах был апрельский карантин, пропуска разного цвета и опустевшие улицы городов. В воздухе витали тревога и неопределенность. Социальная дистанция быстро вошла в норму, а рукопожатия и поцелуи при встречах стали считаться дурным тоном. Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, в 2020 году число россиян, приветствующих знакомых и близких поцелуями, сократилось почти вдвое. Наши соотечественники также стали реже при встрече обниматься и жать друг другу руки. Зато обязательной частью повседневной жизни стали медицинские маски и антисептики.
В Краснодарский край вирус пришел 12 марта 2020-го, в этот день был зарегистрирован первый заболевший, а уже к концу месяца в регионе ввели карантин, запретив жителям покидать дома.
«До сих пор помню тот страх, который я испытала пять лет назад, - делится краснодарка Анастасия Бойко. – Мы тогда разделили квартиру на «грязную» и «чистую» зоны. Возвращаясь домой, переодевались в домашнюю одежду в коридоре, сумки, пакеты, кошельки, гаджеты обрабатывали антисептиком. Даже упаковки продуктов тщательно мыли водой с мылом. Интернет-ролики и новостные сюжеты только усиливали тревогу. Из-за закрытых границ между регионами полгода не могла увидеться с родителями. Вот это было самым серьезным моральным испытанием. Несколько недель мы с детьми провели дома, лишь иногда выходили на балкон подышать свежим воздухом. А за продуктами в магазин ходил только мой муж».
«Прямо перед пандемией я родила второго ребенка, а наша старшая дочь на тот момент гостила у бабушки и дедушки в Выселках. Когда внезапно перекрыли сообщение между районами, мы переживали, что она надолго останется вдали от нас. В конце концов, супругу пришлось ехать окольными путями, чтобы забрать ее», - говорит жительница Динского района Марина Лепехина.
Многие люди тогда не смогли работать, закрылись парикмахерские, фитнес-клубы, организации бытового обслуживания и другие. Первыми на дистанционку стали уходить вузы, вслед за ними закрылись школы.
Все силы здравоохранения были брошены на борьбу с новой инфекцией. Отделения и даже целые больницы перепрофилировались в ковидные госпитали. И только спустя год некоторые из них начали возвращаться к плановой работе, возобновили проведение диспансеризации и профосмотров.
Без отдыха и зрелищ
Первой под удар коронавируса попала туристическая отрасль. Путешественники потеряли возможность выезжать за границу, а туроператоры, отели и санатории остались без доходов. Первое лето с ограничениями выдалось непростым для курортов. Чтобы приехать на отдых, нужно было иметь справку об отсутствии COVID-19. В аэропортах гостей встречали организованные группы сотрудников Роспотребнадзора и представителей пансионатов. Они проверяли наличие санаторно-курортной путевки и двух обязательных справок: об отсутствии COVID-19 и эпидокружении за последние две недели. После прохождения контроля гостям предоставлялся трансфер до места отдыха. Однако отдыхать разрешалось исключительно на территории санаториев.
В санаториях повсюду была нанесена разметка для соблюдения социальной дистанции, установлены бактерицидные рециркуляторы воздуха, а также размещены информационные стенды, которые, к слову, можно встретить и по сей день. Столы в зонах общественного питания расставлялись на расстоянии в 1,5 метра друг от друга.
Мало какая сфера пострадала от пандемии так масштабно, как театрально-развлекательная. Кубанские театры и концертные залы почти на год были закрыты. Все это время артисты тяжело переживали культурный локдаун, но не переставали трудиться и репетировать.
Киноиндустрия России понесла миллиардные убытки из-за пандемии. Кинотеатры простаивали девять месяцев, а потом стали функционировать с ограничениями (заполняемость зала до 30%). Зрителей пускали только в масках, а при покупке билета программа блокировала выкуп соседних кресел - по два кресла слева и справа и по одному снизу и сверху, чтобы соблюдалась социальная дистанция.
Работали из дома
С началом пандемии многие компании перевели на удаленную работу до 90% своих сотрудников. Среди «удаленщиков» оказались педагоги, финансисты, журналисты, дизайнеры, маркетологи, программисты, разработчики, продюсеры и многие другие. И даже после локдауна не все вернулись в офисы. Сегодня дистанционка продолжает быть актуальной. По данным исследовательского центра Superjob, в 32% компаний есть сотрудники, которые до сих пор трудятся удаленно. Чаще всего дистанционно работают айтишники, менеджеры по продажам, журналисты, сотрудники финансовых отделов.
«Наблюдается влияние событий пятилетней давности на отношение к удаленному формату занятости. Сегодня оно гораздо лояльнее, нежели в доковидный период. Популярность удаленной работы и гибридного графика остается высокой там, где это изначально было распространено еще до пандемии. Больше всего вакансий с таким форматом работы в сфере информационных технологий. Она, кстати, также изменилась из-за массового оттока ИТ-специалистов на дистант. Именно тогда началось сильное проникновение ИТ в регионах, поэтому сейчас мы видим тренд на привлечение ИТ-специалистов федеральными компаниями в свои офисы в регионах», - комментирует директор hh.ru Юг Олеся Лавренова.
Остались с квартирой
Остались и положительные последствия. В разгар пандемии государство ввело льготную ипотеку с низкой ставкой, и многие в тот момент смогли выгодно приобрести недвижимость.
«Весной 2020-го мы на хороших условиях купили квартиру. Взяли студию с ремонтом от застройщика на Гидрострое за 1,8 млн рублей. Сейчас сдаем ее и вносим платежи по ипотеке», - рассказал краснодарец Дмитрий Востриков.
Еще одним последствием пандемии стал повышенный интерес к частным домам, дачам и загородным участкам. Эксперты отмечают, всплеск спроса на ИЖС начался после локдауна.
Больницам «наследство»
Главный врач ККБ №2 Сергей Габриэль:
«Пандемия COVID-19 стала серьезным вызовом для всей системы здравоохранения, и наша больница приняла на себя одну из ключевых ролей в борьбе с инфекцией. В короткие сроки мы развернули самый крупный ковидный госпиталь на Юге России, рассчитанный на 900 коек, где была организована многоуровневая система помощи, включая реанимационные и интенсивные отделения.
Для оказания эффективной помощи пациентам с тяжелыми формами COVID-19 с помощью министерства здравоохранения Кубани мы провели масштабную модернизацию оборудования: закуплены десятки аппаратов ИВЛ, ЭКМО, современные томографы (КТ и МРТ), а также значительный запас расходных материалов. Все это позволило нам оперативно реагировать на ситуацию и спасать жизни.
Сегодня эта материально-техническая база продолжает работать на благо пациентов. Оборудование, закупленное в пандемию, активно используется в отделениях анестезиологии-реанимации, кардиологии и других профилях. Аппараты КТ и МРТ ежедневно помогают в диагностике, а технологии, отработанные нашими сотрудниками в ковидный период, повышают качество оказания медицинской помощи».
Расцвет маркетплейсов
Маркетинговый консультант Азамат Исянчурин:
«Пандемия оказала влияние на многие сферы жизни, включая экономику и потребительские привычки. Именно в тот период начался рост онлайн-продаж, особенно благодаря маркетплейсам. Даже некоторые традиционные магазины закрылись тогда. В последующие годы покупки в интернете продолжили увеличиваться, в частности, за последний год объем онлайн-продаж вырос еще более чем на 10%. Маркетплейсы продолжают укреплять свои позиции на рынке, особенно после появления большого количества пунктов выдачи заказов с возможностью примерки.
Онлайн-рынок начал вытеснять дискаунтеры (магазины низких цен, - прим. ред.), предлагая выгодные условия покупки товаров без привязки к конкретному бренду. С прошлого года доля рынка, занимаемая дискаунтерами, стала сокращаться.
После локдауна не все вернулись в офисы, сегодня удаленка продолжает быть актуальной.
Производители начали адаптироваться к новым условиям, в частности, внедрять легкие, но прочные материалы для упаковки. Некоторые компании стали даже предлагать различные форматы упаковок для разных каналов сбыта: одни подходят для продажи через обычные магазины, другие оптимизированы для онлайн-доставки.
Привычка делать покупки в интернете постепенно распространилась на большее количество категорий. Если раньше мы искали в интернете в основном косметику и электронику, то теперь в виртуальных корзинах оказываются детское питание, подгузники и даже повседневные продукты.
Онлайн-шопинг продолжает развиваться и совершенствоваться. Например, сейчас есть возможность формировать списки покупок заранее. В приложениях можно создать чек-лист из стандартных продуктов, что позволяет сократить время на поиски товаров в магазине. Для семей с детьми это особенно актуально, ведь можно быстро заказать необходимые вещи, сэкономив время и силы».