Примерное время чтения: 8 минут
309

Кто в ответе за счастье. Как оценивают свое детство россияне?

Рафаэль Карапетян / АиФ

Недавно Всероссийский центр общественного мнения провел опрос, в результате которого аналитики попытались выяснить, считают ли россияне свое детство счастливым. Выяснилось, что большинство все-таки были счастливы - так ответили 86% опрошенных. При этом несчастливым назвал свое детство каждый десятый (12%). Второй ответ чаще давали люди в возрасте 18-24 лет (16%), именно это поколение россиян в ближайшие десятилетия будет ответственно за счастье своих детей. Как они будут строить его -противопоставлять несчастливому опыту своего детства или выработают собственный кодекс воспитания, учитывающий тенденции современного общества? Какие тренды в отношениях с детьми проявляются в последние годы, отвечают наши читатели, специалисты, а также эксперты ВЦИОМ.

Деньги имеют значение?

В опросе ВЦИОМ представлены интересные данные о дефицитах в детстве современных детей: из того, чего не хватает нынешним маленьким россиянам, но присутствовало в детстве наших старших сограждан, называются нехватка общения и взаимодействия со сверстниками (живое общение - 17%, дружба, взаимопомощь - 5%, коллектив - 2%); нехватка занятости и образования (кружки и секции - 14%, чтение книг, знания - 12%, детские организации, пионерия -2%); дефициты участия взрослых, воспитания (внимание родителей, семьи -7%, воспитанности - 6%, дисциплины и контроля - 4%, трудовое воспитание - 3%, уважение к старшим 2%). Мы видим, что в наибольшей степени тревожат проблемы межличностной коммуникации детей со сверстниками, нехватка конструктивных, полезных для развития занятий и недостаток общения с близкими взрослыми. Другое число, приведенное в опросе, еще более показательно. Подавляющее большинство россиян убеждены: самое главное для счастливого детства - чтобы родители проводили время с ребенком (76%). Такой ответ наиболее популярен среди женщин (79%) и молодых людей 18-24 лет (81%), которые либо имеют небольшой срок родительства, либо пока не родили своих детей.

Эти цифры позволяют предположить, по мнению аналитиков, что образ «включенного родителя», который вовлечен в жизнь своих детей и проводит много времени в общении с ним, сегодня является некой ролевой моделью, нормативом поведения, на который ориентируются в том числе люди, обладающие лишь теоретическими знаниями в этой сфере. Те же, кто уже успел сломать немало копий на пути воспитания потомства (35-44 лет), больше обращают внимания на материальную составляющую - 15%.

Такая тенденция говорит о двух возможных факторах. Вероятно, что в более опытной с точки зрения родительства возрастной группе потребности в общении с детьми в целом удовлетворены - именно поэтому меньшее число респондентов считают это проблемой. Действительно, даже работающие родители стараются все свое свободное время проводить с детьми, об этом говорят в том числе и данные недавнего опроса ВЦИОМ о летнем отдыхе.

Тенденция вторая: очевидно, что чем старше дети, тем больших материальных вложений требует забота о них. Граждане 35-44 лет в большинстве своем могут быть родителями школьников - маленьких взрослых, имеющих базовые (еда, одежда, отдых), индивидуальные (репетитор по математике, спортивный инвентарь) и субъективные (когда очень хочется эти модные кроссовки) потребности.

Двери захлопнулись?

А что говорят сами взрослые о своем детстве?

«Мое детство пришлось на послевоенные - пятидесятые годы прошлого столетия, - говорит Нафсет Цику, жительница поселка Тлюстенхабль. - Но я считаю, что я была счастлива. Мы сами, без сопровождения, ходили в школу, гуляли на улице, уезжали в пионерский лагерь. У нас дома было все - две коровы, огород, вкусная еда, какие-то игрушки, одежда, соответствующая тому времени. Было безопасно - двери в доме всегда были открыты, и гости у нас не переводились. Соседи были как родственники - если кто-то куда-то уезжал, мог запросто оставить ребенка, чтобы за ним присмотрели.

Даже позже, когда я повзрослела, у меня была своя семья и мы жили в городе в квартире, подъезд никто не закрывал, более того - двери в квартирах тоже не запирали. Это говорило о доверии людям, о стабильности и какой-то уверенности. Учились и лечились бесплатно, то что зарабатывали, хватало на жизнь. И любой труд был в почете. Мой отец был лесником, мама работала в книжном киоске продавцом, и они были одними из самых уважаемых людей в поселке. Я благодарна своим родителям за то, что мы чувствовали себя счастливыми, никогда ничему не завидовали. Может быть, конечно, не всем так повезло.

Еще один момент. В бытность моего взросления как раз строилось Краснодарское водохранилище - это практически всесоюзная стройка. Во-первых, я видела, какие условия создавались для строителей - в поселке в магазинах было практически все - и хорошая еда, и одежда. Была столовая, Дом культуры, где были различные кружки, хорошая библиотека. К нам приезжали известные артисты, чтобы поддержать строителей. То есть человек труда был в почете. Мы на всем этом выросли и понимали, что наступит завтра, и жизнь будет еще лучше.

А что творится сегодня? Всех моих внуков чуть ли не до старших классов родители водили в школу, калитку запирали, как только сядет солнце, даже в поселке на родной улице не все друг с другом знакомы. Мир сильно изменился, люди перестали быть открытыми, верить друг другу. Отсюда и стрессы, и все остальные проблемы».

Как понять вкус жизни

Елена Виноградова выросла в Грозном, в Краснодар ее семья переехала, когда там начались конфликты. Это был конец девяностых, начало 2000-х.

«В Грозном наша семья была достаточно зажиточной - у дедушки был свой бизнес, он занимался производством мебели, мама работала руководителем нефтяного института, отец ведущим специалистом в известной газодобывающей компании, понятное дело, что у нас все было. Когда нам пришлось переехать, мне было 9 лет. Мы все имущество оставили там, в поезд сели чуть ли не с узелком в руках. В Краснодаре у нас не было ни родственников, ни друзей. Мы снимали комнату у пожилой женщины в доме, который все время затапливало. Потом переехали, но долгое время могли снимать только комнату - на целую семью - мама, папа и я с братьями. В школу, в 3 класс, я пошла в поселке Яблоновском. У нас не было ничего, одежду нам давали соседи либо какие-то новые знакомые. Родители пытались устроиться на работу, у мамы, например, это не получилось. А вот папа смог, и он пытался как-то содержать семью.

Современным родителям ближе философия «ограничений», которые позволяют регламентировать поведение ребенка.

Естественно, что я хотела помочь и родителям, и самой что-то зарабатывать. Работать я начала с 13 лет промоутером. Я всегда была высокой и выглядела постарше, поэтому меня без проблем взяли - я раздавала рекламные листовки. Кому-то покажется, что за ужас! Но я поняла такую вещь - любое счастье происходит через потери. Они у меня были и поэтому, когда что-то появлялось, это приносило большую радость. Человек счастлив тогда, когда чувствует вкус жизни. На мой взгляд, невозможно не потеряв, не пережив боль и не преодолев ее, научиться счастливо жить. Я благодарна за все, что произошло в моей жизни, иначе бы я не понимала настоящих ценностей».

Надо сказать, что Лена отлично усвоила уроки доброты и сама помогает нуждающимся.

Ограничения или наказания

Кстати, еще один аспект, которого коснулись аналитки ВЦИОМ, это воспитательные процессы. Бесспорно, главный тренд здесь - гуманизация взаимоотношений детей и родителей. Очевидным образом трансформировалось отношение к теме физических наказаний детей. Физические методы воздействия перестали быть социальной нормой — собственно, и само слово «наказание» сегодня скорее имеет негативную коннотацию. Современным родителям ближе философия «ограничений», которые позволяют регламентировать поведение и воздействовать на ребенка.

«Современное родительство, выстроенное на основе детоцентризма, предполагает принципиальное изменение стиля, отказа от авторитарных, жестких методов воспитания (широкое использование наказаний в воспитании, в том числе использование физических наказаний) в пользу более гуманистических, мягких способов воздействия на ребенка. В частности, респонденты утверждают, что их родители намного чаще применяли к ним в детстве, чем они сами применяют по отношению к своим детям, такие методы наказания, как постановка в угол, телесные наказания в виде щелчков, шлепков, подзатыльников, лишение карманных денег, наказание ремнем. В целом респонденты обращаются к практикам наказаний в воспитательных целях реже, чем их родители. Однако не менее часто они используют наставления, нравоучения, а также ограничения прогулок, просмотра телевизора», - констатируют Жанна Чернова, д. с. н., ведущий научный сотрудник Социологического института РАН, доцент факультета свободных искусств и наук СПбГУ и Лариса Шпаковская, к. с. н., старший научный сотрудник Социологического института РАН.

Кстати, меры по ограничению использования компьютеров и гаджетов в сознании российских родителей носят не только воспитательный, но и конструктивный характер. Согласно опять же данным недавнего опроса ВЦИОМ, цифровизация досуга детей становится поводом для беспокойства россиян. 7% опрошенных отметили, что современные дети слишком много времени проводят в телефонах и гаджетах.

Аналитики отмечают тенденцию отказа от императивного стиля родительства (прим. ред. - безусловного типа поведения) в пользу развивающих и поддерживающих методов воспитания ребенка. Очевидно, что характер коммуникации родителей и детей становится более демократичным, а качество взаимоотношений с детьми - моральное тепло, доверие, духовная близость — многими мамами и папами воспринимается как важнейший критерий оценки себя как родителя.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Опрос

Из каких источников вы узнаете новости?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах