Примерное время чтения: 8 минут
449

Кто заплатит за ошибки? Почему за сбои в работе ЖКХ отвечают потребители

«АиФ-Юг» № 13 29/03/2023
Если возникли сбои в системе платежей поставщика, доказывать это будет потребитель.
Если возникли сбои в системе платежей поставщика, доказывать это будет потребитель. freepik.com

Средняя зарплата на Кубани по данным Краснодарстата за прошлый год составила около 48 тысяч рублей. Коммунальные платежи, в зависимости от времени года, от количества людей, проживающих в квартире, а также от уровня самого дома начинаются от 4 тысяч рублей и выше. В среднем оплата ЖКУ за двухкомнатную квартиру, где проживает семья из четырех человек, зимой выходит около 8 тысяч рублей. Это чуть больше 16% от среднестатистической зарплаты. Стоимость коммуналки регулярно растет в отличие от доходов. С этим люди вынуждены смириться. А что делать, если начисляемые платежи не соответствуют действительности?

Дайте жалобную книгу

Надо сказать, что сфера ЖКХ - одна из основных категорий жалоб, с которыми кубанцы обращаются в прокуратуру Краснодарского края. Так, на особом контроле ведомства находилась реализация региональной программы капитального ремонта.

«С учетом принятых мер к руководству Фонда работа была активизирована и уже отремонтировано 665 домов, - сообщил на итоговой пресс-конференции в конце 2022 года прокурор Краснодарского края Сергей Табельский. - Мы проверили деятельность подрядных организаций в этой сфере. По нашей инициативе были возбуждены уголовные дела в Краснодаре, Геленджике, Новороссийске и других районах края, где стоимость работ в домах была завышена на сумму более 7 миллионов рублей».

«Подселили» человека

Впрочем, глаз да глаз нужен за всеми коммунальщиками. Недавно в редакцию «АиФ-Юг» обратились сразу несколько сочинцев с одной проблемой.

«Нам за январь и февраль принесли квитанции за ЖКХ, где в графе «Оплата за мусор» вместо двух человек, проживающих в нашей квартире, указали троих, - пожаловалась сочинка Галина Сергеева, проживающая в многоквартирном доме на улице Вишневой. Причем заметили мы это не сразу, а только в феврале. Стали детально изучать квитанцию, вышло, что за мусор плата у нас вышла больше, чем за воду и электричество. Только тогда приметили, что нам в семью «приписали» еще одного жильца. Я сообщила об этом в домовой чат. Выяснилось, что благодаря мусороуборочной компании «увеличилась» не только моя семья, а еще семерых соседей. Причем кому-то «подселили» двоих человек, а кому-то и троих. Позвонила по указанному в квитанции телефону, диспетчер сказал, что поменялся подрядчик (то есть другая фирма теперь вывозит мусор), возможно, произошла ошибка и надо пойти перезаключить договор. То есть если бы я не обратила внимание, так бы и платила за троих. А это, на минуточку, деньги немалые, услуги мусороуборочной компании стоят 253 рубля с человека. И в квитанции ни о каких договорах речи не шло. Самое обидное, что ошибаются коммунальщики в свою пользу, а неудобства терпит потребитель. Почему я должна куда-то ходить, заключать какие-то договора, меня же не спрашивают, когда меняют исполнителя».

Где деньги, бот?

Что примечательно, сбоями в системе грешат не только мусороуборочные компании, но и газовики.

«У меня дома газовая колонка, с одной стороны это удобно - никакие отключения горячей воды мне не грозят, с другой стороны, у меня постоянные проблемы с расчетами - я все время газовикам что-то должна. Например, осенью мне пришел счет на 8 тысяч рублей. Притом что последний платеж авансом я сделала в мае , - говорит краснодарка Елена Воробьева. - Летом не отапливала, и сейчас понимаю, моя вина в том, что в теплое время я не вносила показания.

Но это была не единственная причина. Ранее я показания передавала в чат-бот по одному из мобильных приложений. В начале 2022 года он перестал работать, я просто стала оплачивать по штрих-коду. Помню, что пыталась показания заполнить при оплате, но у меня ничего не получилось. Сама оплата прошла. Правда, в следующем месяце в квитанции этот платеж не был учтен. Я позвонила в отделение горгаза спросить в чем дело и почему показания не проходят, на что мне ответили, что в квитанции за прошлый месяц, оказывается, был неверный штрих-код. На вопрос: «А куда ушли деньги», ответили - разберемся.

В общем, дело уже было весной, потом платежки приходили без всяких долгов, и я успокоилась, пока уже в декабре прошлого года мне не пришла новая квитанция с долгом в 8 тысяч рублей. Я решила, что это какая-то ошибка, я внесу показания и мне пересчитают деньги. В квитанции был новый чат-бот в телеграм-канале, я внесла показания, перечислила на всякий случай сумму, в два раза превышающую потребленный газ. Хотела дозвониться газовикам, но на квитанции большим шрифтом был указан лишь телефон судебных приставов, по которому предлагали проверить себя на предмет задолженностей. В общем, я на все это плюнула, так как впереди были праздники. Правда, позвонила в ТСЖ, рассказала о своей проблеме, председатель сказал, что теперь нам поставки оказывает не Горгаз, как ранее, а «Газпром межрегионгаз Краснодар» , поэтому данные могли некорректно передать, и посоветовала сходить в непосредственно в инстанцию. Ходить мне было некогда, и я решила быть аккуратнее в платежах и передаче показаний. В январе снова открыла чат-бот, чтобы передать сведения счетчика, проверить, прошел ли мой декабрьский платеж. И что я вижу? Последние показание - за ноябрь 2021 года, а платеж - за май 2022 года… Моему возмущению не было предела. Я поняла, что самой мне не справиться и обратилась в редакцию».

Ошибочка вышла?

Понятное дело, что есть масса способов передать показания - в личном кабинете, в мобильном приложении (правда, телефоны от количества этих приложений уже не выдерживают, ведь каждая инстанция - налоговая, ГИБДД, городские парковки и т.д. - для оплаты услуг предлагает скачать их мобильные версии), самый удобный чат-бот. Здесь можно посмотреть предыдущие показания, дату последнего платежа, сумму последнего платежа, ввести новые показания счетчика и узнать задолженность. А насколько обратная связь, т.е. информация, предоставляемая чат-ботом, актуальна и оперативна? С этим вопросом редакция «АиФ-Юг» обратилась в пресс-службу «Газпром межрегионгаз Краснодар».

Вот, что нам ответили:

«Наша организация предлагает своим абонентам воспользоваться ресурсом чат-бота в телеграм-канале для передачи текущих показаний прибора учета газа, расчета задолженности и осуществления оплаты. При этом информация, отображаемая в чат-боте, должна обновляться еженедельно. Из-за технического сбоя по некоторым лицевым счетам обновление в январе не происходило. Мы работаем над устранением неполадок и делаем все для того, чтобы обновления проходили регулярно, и отображаемая информация была актуальной как по предыдущим показаниям прибора учета газа, так и по задолженности. Сведения о данных лицевого счета можно найти не только в чат-боте, но и в личном кабинете на сайте и в мобильном приложении».

То есть сбой имел место быть, а почему же абонентам об этом никто ничего не сообщил, в тех же квитанциях, например? К слову, мы детально изучили квитанцию, которую присылает организация своим абонентам - чего там только нет - и автоинформатор, и способы оплаты, и телефон судебных приставов большим шрифтом и выделенным цветом, два штрих-кода - один универсальный, другой - самой газовой компании. Зато, чтобы найти телефон этой самой компании, пришлось вооружиться лупой.

кстати
Как сообщили в прокуратуре Краснодарского края, в 2022 году почти из 10 тысяч жалоб по ЖКХ, поступивших в органы прокуратуры Краснодарского края, каждая пятая была признана обоснованной и удовлетворена, по ним приняты меры прокурорского реагирования.

Возникает вопрос, почему потребитель должен прилагать массу усилий, чтобы найти телефон, дозвониться (телефон многоканальный и нужно запастись временем), чтобы узнать, что организация-поставщик поменялась и что у них в системе произошел сбой? Почему абонент всегда должен, а коммунальщики за свои ошибки никогда не извиняются? Ведь если что-то произошло, те же сбои, это мы с вами будем ходить по инстанциям и доказывать, что платили, давали показания и что в семье количество людей разнится с тем, что «наградила» мусороуборочная компания.

За все ответит потребитель?

Владимир Колпаков - член комиссии по вопросам ЖКХ и развития городской среды Совета при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека:

«Действительно, сбои программ случаются, но доказательство того, что человек платил, к сожалению, ложится на плечи абонента. Поэтому очень важно сохранить все платежки, бумажные и электронные. А чтобы сделали перерасчет, надо с ними обратиться в организацию, которая неверно начислила расчет.

Решением этих проблем, на мой взгляд, является цифровизация сферы ЖКХ. Чтобы все было прозрачно, и каждый житель мог видеть, сколько ресурса поставила та или иная компания дому, сколько потребил он лично, сколько кто заплатил. Ведь дело в том, что в одном и том же доме все платят по разному: кто-то по индивидуальным приборам учета, кто-то по нормативу.

Ошибаются коммунальщики в свою пользу, а неудобства терпит потребитель.

Сегодня нам приходят пачки квитанций - отдельно за газ, отдельно за мусор, отдельно за капремонт. Человеку немудрено во всем этом запутаться. Понятное дело, что решение разделить эти услуги, заключить с каждым из поставщиков договор и платить каждому отдельно было принято на законодательном уровне. Но обывателю это неудобно. Нужна прозрачность всех этих платежей и принцип одного окна. В некоторых регионах России, и даже в некоторых районах края существуют ЕРКЦ - единый расчетно-кассовый центр. Он удобен тем, что собирает начисления всех поставщиков жилищно-коммунальных услуг, предоставляя жителям единый платежный документ. Потребителю это тоже удобно - со всеми своими вопросами он может обратиться в этот центр, и пусть уже они разбираются с теми или иными начислениями».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

Из каких источников вы узнаете новости?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах