Федеральная служба государственной статистики подтвердила новый статус Краснодара - в городе официально проживает миллион человек. А на самом деле - ещё больше. Как считают жителей города, почему официальные данные всегда отстают от реальных и что даёт факт признания миллионником, рассказывает «АиФ-Юг».
На самом деле больше
Краснодар стал 16-м официальным миллионником в стране. До этого последнее пополнение в клубе «миллионеров» произошло в 2012 году, когда список пополнили Воронеж и Красноярск.
О том, что в краевом центре живёт больше людей, чем указывает официальная статистика, говорили давно. Год назад помощник мэра Краснодара Владимир Вербицкий озвучил данные городского УВД - 1 318 142 человека. Методику подсчёта объяснил руководитель пресс-службы управления МВД по Краснодару Артём Коноваленко - именно столько людей стоят на учёте по месту пребывания (временно зарегистрированы) и по месту жительства - т.е. прописаны в краевом центре в собственных домах и квартирах. Конечно, не все живут по месту прописки, но и становиться на учёт спешат далеко не все приезжие, поэтому цифра наиболее приближена к реальности. Получить новый статус власти Краснодара пытались ещё во время прошлой переписи в 2010 году, тогда реальное население оценивали в 1,2 млн человек - считали по выданным медицинским страховым полисам. Но результат переписи оказался скромнее - 744995 человек. Новая перепись пройдёт в 2020 году.
В первую очередь в Краснодаре нужно решать проблему с дорогами - расширять их физически некуда, дорогостоящие проекты, вроде переноса железной дороги за пределы города, нежизнеспособны, значит, надо, как в Европе и Китае, подниматься на второй ярус - строить скоростные трамваи, монорельсы.
Так что же даст Краснодару новый статус? В советское время, когда экономика была плановой, миллионники получали из федерального центра особые блага, например, обязательное строительство метрополитена. Правда, метро построили только в шести городах-миллионниках, которые получили статус ещё до 1980 года: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара и Екатеринбург. Из городов, ставших миллионерами позже, подземку сделали только в Казани в 2005 году.
«В Советском Союзе обладатели статуса «миллионника» претендовали на строительство метро, театров и кино, парков и зон отдыха горожан - говорит доктор экономических наук Сергей Берлин. - Сейчас, понятное дело, таких утверждённых нормативов нет, но новый статус всё равно предоставляет городу определённые финансовые преференции из федерального и краевого бюджетов. Может, не такие большие, как хотелось бы - всё-таки денег сейчас в казне не так много, но всё равно это плюс для краевой столицы. В первую очередь в Краснодаре, я считаю, нужно решать проблему с дорогами - расширять их физически некуда, дорогостоящие проекты, вроде переноса железной дороги за пределы города, нежизнеспособны, значит, надо, как в Европе и Китае, подниматься на второй ярус - строить скоростные трамваи, монорельсы. Развивать муниципальный транспорт, его количество и качество необходимо обязательно, выделенные полосы не всегда эффективно работают - мы помним коллапс на улице Северной четырёхлетней давности. Проект канатной дороги тоже под вопросом, в том числе из-за проблем со свободными земельными ресурсами. Надеюсь, статус города-миллионника позволит нам более активно участвовать в федеральных программах финансовой поддержки крупных городов, реализовывать масштабные инфраструктурные инвестиционные проекты. Надеюсь на полномасштабное возвращение программы «Краснодару - столичный облик». Правда, для активного участия в федеральных программах у края не должно быть государственного внешнего долга - именно поэтому Татарстан куда активнее участвует в них».
Метро не будет
Школы, поликлиники, детские сады - тоже важное дело, но социальная сфера - в первую очередь зона ответственности муниципалитета, а вот транспортную инфраструктуру миллионнику-Краснодару надо подтягивать.
Кстати
В России только один город с населением более 10 млн человек - Москва (12 380 664 по данным на 1 января 2018-го). На втором месте по численности Санкт-Петербург (5 281 579). Население остальных миллионников - Новосибирска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Казани, Челябинска, Омска, Самары, Ростова-на-Дону, Уфы, Красноярска, Перми, Воронежа, Волгограда и Краснодара - не превышает 2 млн жителей.
«Дело в том, что вся сегодняшняя инфраструктура Краснодара: водоснабжение, энергетика, канализация, школы, детские сады, поликлиники, дороги, - рассчитывалась ещё в советские годы исходя из предельной численности населения в городе в 870 тыс. человек, - говорит председатель комитета ЗСК по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения, социальный технолог Николай Петропавловский. - За последние годы количество жителей в городе увеличилось почти в два раза – по различным подсчётам в Краснодаре сейчас живёт 1,4-1,5 млн. человек, так что и миллион – ещё промежуточный итог, что, скорее всего, докажет Всероссийская перепись населения-2020. А инфраструктура осталась прежней. Мы это прекрасно видим, когда добираемся из спального района в центр полтора часа или отдаём ребёнка в 1 «Ф» класс. Из федерального центра расхождение между количеством населения и социалкой не так заметно, потому что там смотрят на устаревшие статистические показатели. Так что самое главное – Краснодар получил весомый аргумент: мы теперь не только сами знаем правду о нагрузке на инфраструктуру и можем закладывать её в планы развития города, но и будем озвучивать эти цифры на совещаниях в Москве. Это значит, что Краснодар получит дополнительные трансферты из федерального бюджета именно на социальную инфраструктуру. Она не должна страдать от несоответствия расчётных цифр. А вот метро в городе вряд ли построят – это принцип работал только в советские времена».
Кроме дополнительных финансов, статус миллионника более привлекателен для бизнеса - рынок сбыта больше. И на новых географических картах Краснодар теперь будут обозначать большим кружком и писать его название крупным шрифтом.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.