Легендарный скульптор-керамист Алексей Сотников предрек весну Победы в 1943 году. В солдатском вещмешке - вылепленные фигурки красноармейцев, в горельефах знаменитой вазы «Победа» - весенние образы родной кубанской станицы. В наши дни произведения Алексея Сотникова органично вписываются в интерьеры Третьяковской галереи, Усадьбы Кусково, Русского музея, музея Дулевского фарфорового завода. Это предметы интереса частных коллекционеров всего мира. Экспозиция есть и на малой родине Алексея Георгиевича, в Курганинске. Еще при жизни Сотников передал в дар местному музею несколько своих работ. «АиФ-Юг» вспоминает историю знаменитого скульптора.
Рождение и становление мастера
Будучи признанным мастером, обладателем золотых медалей международных выставок, для окружающих Алексей Сотников продолжал оставаться простым и скромным. Неприметная рубашка, мешковатые пиджак и брюки – таким он предстает перед нами 20-летним студентом Краснодарского художественного педагогического техникума, таким же мы видим его уже состоявшимся дулевским керамистом. Те же черты просматриваются в бронзовой скульптуре работы ныне известного на всю страну скульптора Салавата Щербакова.
Малая родина будущего скульптора - небольшая казачья станица Михайловская Курганинского района. С тех пор как он начал себя помнить, его окружали курганы, поросшие терном и татарником, хлеборобные поля, степь и казаки-станичники. Отец был пластуном – служил в пешем казачьем строю, мать - домохозяйкой. Жили просто: сеяли, пахали, глава большой семьи нес царскую службу. Дети помогали по хозяйству и по настоянию родителя осваивали грамоту: первое время у заезжего псаломщика, после - в казачьей школе.
Берега местной реки Чамлык были богаты глиной. В станицу время от времени заезжали мастера гончарного дела. Глядя на них, станичная детвора тоже бралась за работу. Не отставали и Сотниковы. Да и чего ж было не лепить, если вдоль двора протекал ерик. Лучше всех дело шло у Алексея. Однажды отец слепил для него большого быка с могучей шеей и широким лбом. Бык произвел большое впечатление на будущего мастера. Правда, тогда он еще не подозревал, что спустя годы в работе с глиной раскроется его жизненное предназначение. Мастерство, полученное в Краснодарском художественно-педагогическом техникуме, он закрепил и развил на курсах московских Высших художественных мастерских.
Сотников вошел в историю страны, вылепив эпохальную вазу «Победа».
Студенчество было непростым: порой спать приходилось, раскинув шинель на полу институтской канцелярии. Хлеб давался нелёгким трудом – Алексей подрабатывал росписью декораций в театре Мейерхольда, мыл полы в клубе на Рождественской Набережной. Вместе с тем, его юность была наполнена творчеством, познанием ремесла и знакомством с духовно богатыми людьми. Рано ушедшего из жизни отца Сотникову заменили скульптур Михаил Ружейников и керамист Владимир Татлин. Татлин после расформирования художественных мастерских даже приютил способного ученика в своей мастерской на колокольне Новодевичьего монастыря. Здесь, среди верстаков и другого рабочего инструмента, обучаясь керамике у признанного мастера и родоначальника конструктивизма, Сотников прожил семь лет. Воодушевленный новыми знаниями и идеями, он создал свой первый общепризнанный шедевр - белоснежный фарфоровый поильник из серии «Детская посуда».
Кубань в фарфоре
Детский поильник Сотников отливал на Дулевском фарфоровом заводе во время прохождения студенческой практики. Приметив талантливого усердного парня, дулевцы позвали «казака» в штат. Спустя пару лет, во время Всемирной выставки в Париже, одна из работ Алексея Сотникова принесла заводу золотую медаль. Трогательным, робким, на неокрепших ножках, с мягкими ушами и шелковистой, начинающей кудрявиться шерсткой - таким в белом звенящем фарфоре предстал перед парижанами его «Ягненок» Сотникова. В репортаже местной газеты парижан растрогал фотоснимок «Не отдам»: маленький мальчик нежно обнимал скульптуру барашка.
Основной сюжет скульптур: «Рождение жизни», «Счастливые рыбаки», «Урожай», «Школа» и возрождающаяся мирная жизнь на Кубани. Фонтан «Счастливые рыбаки» первоначально предназначался для рыбсовхоза родной станицы. В детстве, неподалеку от больших прудов, в речке Синюхе Алексей сам поймал большую рыбу. Это событие на всю жизнь запало ему в душу. По прошествии лет, он выразил свои чувства в скульптуре.
«Кубанский», «Скифский», «Курган, - в этих сервизах Сотникова - краски небесной сини, звон птичьей трели и суровая истина степных насыпей.
Солдатские образы Сотникова
Первые месяцы войны. Чебоксарский стрелковый полк. Необычно холодная, лютая зима 1941-го запомнилась Алексею Сотникову сюжетом в вагоне нетопленого поезда: солдаты принесли печурку, засветился огонек - посветлело на душе, полилась солдатская песня. В этой атмосфере у него родились идеи сразу двух композиций - «Разведчики» и «Мы победим». Правда, реализовать задуманное довелось уже в госпитале, куда Алексей Георгиевич попал после ранения.
Вылепленные фигурки он носил в вещевом мешке, а осенью 1942-го, получив отзыв в Студию военных художников имени Грекова, отлил их в фарфоре. Кстати, отзыв Сотникова был связан с заданием: вылепить монументальную вазу, посвященную грядущей Победе. В День Красной Армии, 23 февраля 1944 года, «Победа» была показана на выставке в Центральном Доме Красной Армии. Сразу после войны Евгений Вучетич - знаменитый скульптор, автор памятника «Родина-мать» - скажет своему коллеге: «Если ты, Сотников, не создашь отныне ничего другого, только за одну вазу низкий поклон тебе от всего советского народа».
Танкисты, пехотинцы, моряки, разведчики и еще целый ряд солдатских скульптур – помимо вазы «Победа», в течение войны Сотников создал серию работ, посвященную воинам Красной Армии.
Своим ремеслом Алексей Сотников был увлечен до глубокой старости, преград для него словно не существовало: ему было за восемьдесят, когда на горизонте возникла идея создать и установить монументальную фарфоровую скульптуру «Танец». Ради претворения замысла в жизнь пришлось снять половицы в его кубанском домике. На помощь пришел сын Александр: вместе они ходили на ерики Чамлыка за глиной, вместе лепили и транспортировали скульптуру в московскую мастерскую. В станицу Михайловскую, как и сам мастер, она не вернулась. Алексея Георгиевича не стало в 1989-м. Скульптуру передали на хранение в Государственный Русский музей. Там же хранится другая знаменитая скульптура автора - «Сокол». С 1964 года по сей день изображение сотниковского «Сокола» - узнаваемый фирменный знак Дулевского фарфорового завода.
На этом история жизни Алексея Сотникова не заканчивается. Она продолжается в работах его учеников, в памяти соратников, ценителей и потомков.
«Я помню станичный дедовский домик. И снаружи, и внутри стены большой кубанской хаты были выбелены. В простоте - особенная красота. Наверное, не случайно лучших работ деда едва коснулась роспись. Алексей Георгиевич всегда над чем-то работал. Он не выпускал из рук глину и когда у него гостили мы с сестрой Валентиной. По очереди забираясь к нему на колени, мы тоже пытались лепить», - вспоминает младшая внучка Алексея Сотникова Светлана.
Несколько лет назад Светлана перебралась из станицы в Москву. Конечно, ей бы хотелось окунуться в атмосферу московского дедовского быта, но, человек не властен над временем. Сегодня у квартиры и мастерской Сотникова совсем другая история. А вот эпизоды из жизни Алексея Георгиевича еще хранятся в памяти его товарищей по ремеслу. За чашкой чая Светлана ведет запись бесед. По ее задумке, в 2024 году, к 100-летию Алексея Сотникова, должна выйти книга воспоминаний, а в Кусковском музее керамики откроются двери персональной выставки.
Сотников вошел в историю страны, вылепив эпохальную вазу «Победа». Для скульпторов наших дней таким же символическим стало участие в возведении собора Воскресения Христова, посвященного 75-летию Победы. Неподалеку - музейный комплекс «Дорога Памяти». Протяженность - 1418 шагов, по количеству дней войны. И десятки миллионов фотографий.