Примерное время чтения: 8 минут
513

Он предрек весну 1945-го. Что известно о создателе знаменитой вазы «Победа»

Сюжет Война глазами детей
Скульптор Алексей Сотников прославился на всю страну своими работами на военную тематику.
Скульптор Алексей Сотников прославился на всю страну своими работами на военную тематику. Commons.wikimedia.org

Легендарный скульптор-керамист Алексей Сотников предрек весну Победы в 1943 году. В солдатском вещмешке - вылепленные фигурки красноармейцев, в горельефах знаменитой вазы «Победа» - весенние образы родной кубанской станицы. В наши дни произведения Алексея Сотникова органично вписываются в интерьеры Третьяковской галереи, Усадьбы Кусково, Русского музея, музея Дулевского фарфорового завода. Это предметы интереса частных коллекционеров всего мира. Экспозиция есть и на малой родине Алексея Георгиевича, в Курганинске. Еще при жизни Сотников передал в дар местному музею несколько своих работ. «АиФ-Юг» вспоминает историю знаменитого скульптора.

Рождение и становление мастера

Будучи признанным мастером, обладателем золотых медалей международных выставок, для окружающих Алексей Сотников продолжал оставаться простым и скромным. Неприметная рубашка, мешковатые пиджак и брюки – таким он предстает перед нами 20-летним студентом Краснодарского художественного педагогического техникума, таким же мы видим его уже состоявшимся дулевским керамистом. Те же черты просматриваются в бронзовой скульптуре работы ныне известного на всю страну скульптора Салавата Щербакова.

Малая родина будущего скульптора - небольшая казачья станица Михайловская Курганинского района. С тех пор как он начал себя помнить, его окружали курганы, поросшие терном и татарником, хлеборобные поля, степь и казаки-станичники. Отец был пластуном – служил в пешем казачьем строю, мать - домохозяйкой. Жили просто: сеяли, пахали, глава большой семьи нес царскую службу. Дети помогали по хозяйству и по настоянию родителя осваивали грамоту: первое время у заезжего псаломщика, после - в казачьей школе.

Берега местной реки Чамлык были богаты глиной. В станицу время от времени заезжали мастера гончарного дела. Глядя на них, станичная детвора тоже бралась за работу. Не отставали и Сотниковы. Да и чего ж было не лепить, если вдоль двора протекал ерик. Лучше всех дело шло у Алексея. Однажды отец слепил для него большого быка с могучей шеей и широким лбом. Бык произвел большое впечатление на будущего мастера. Правда, тогда он еще не подозревал, что спустя годы в работе с глиной раскроется его жизненное предназначение. Мастерство, полученное в Краснодарском художественно-педагогическом техникуме, он закрепил и развил на курсах московских Высших художественных мастерских.

Сотников вошел в историю страны, вылепив эпохальную вазу «Победа».

Студенчество было непростым: порой спать приходилось, раскинув шинель на полу институтской канцелярии. Хлеб давался нелёгким трудом – Алексей подрабатывал росписью декораций в театре Мейерхольда, мыл полы в клубе на Рождественской Набережной. Вместе с тем, его юность была наполнена творчеством, познанием ремесла и знакомством с духовно богатыми людьми. Рано ушедшего из жизни отца Сотникову заменили скульптур Михаил Ружейников и керамист Владимир Татлин. Татлин после расформирования художественных мастерских даже приютил способного ученика в своей мастерской на колокольне Новодевичьего монастыря. Здесь, среди верстаков и другого рабочего инструмента, обучаясь керамике у признанного мастера и родоначальника конструктивизма, Сотников прожил семь лет. Воодушевленный новыми знаниями и идеями, он создал свой первый общепризнанный шедевр - белоснежный фарфоровый поильник из серии «Детская посуда».

Кубань в фарфоре

Детский поильник Сотников отливал на Дулевском фарфоровом заводе во время прохождения студенческой практики. Приметив талантливого усердного парня, дулевцы позвали «казака» в штат. Спустя пару лет, во время Всемирной выставки в Париже, одна из работ Алексея Сотникова принесла заводу золотую медаль. Трогательным, робким, на неокрепших ножках, с мягкими ушами и шелковистой, начинающей кудрявиться шерсткой - таким в белом звенящем фарфоре предстал перед парижанами его «Ягненок» Сотникова. В репортаже местной газеты парижан растрогал фотоснимок «Не отдам»: маленький мальчик нежно обнимал скульптуру барашка.

С Дулевским заводом Алексея Георгиевича связывали сотни ниточек. Вели они и в кубанские степи. Сотников отчаянно любил свой южный край. В одной из бесед с известным искусствоведом Макаровым, он вспоминал: «В Москве мне снился сон, будто бы рядом, в какой-то части столицы - моя станица. Обрадовался: что же я сюда не ходил! Это же так близко!». Неудивительно, что в первое послевоенное десятилетие знаменитый скульптор погрузился в создание работ, навеянных кубанскими мотивами.

Основной сюжет скульптур: «Рождение жизни», «Счастливые рыбаки», «Урожай», «Школа» и возрождающаяся мирная жизнь на Кубани. Фонтан «Счастливые рыбаки» первоначально предназначался для рыбсовхоза родной станицы. В детстве, неподалеку от больших прудов, в речке Синюхе Алексей сам поймал большую рыбу. Это событие на всю жизнь запало ему в душу. По прошествии лет, он выразил свои чувства в скульптуре.

«Кубанский», «Скифский», «Курган, - в этих сервизах Сотникова - краски небесной сини, звон птичьей трели и суровая истина степных насыпей.

Ваза была закончена ещё до окончания войны, но сюжеты панно совпадают с хроникой событий. Скульптор сумел предсказать и описать их в фарфоре.
Ваза была закончена ещё до окончания войны, но сюжеты панно совпадают с хроникой событий. Скульптор сумел предсказать и описать их в фарфоре. Фото: Центральный музей ВС РФ

Солдатские образы Сотникова

Первые месяцы войны. Чебоксарский стрелковый полк. Необычно холодная, лютая зима 1941-го запомнилась Алексею Сотникову сюжетом в вагоне нетопленого поезда: солдаты принесли печурку, засветился огонек - посветлело на душе, полилась солдатская песня. В этой атмосфере у него родились идеи сразу двух композиций - «Разведчики» и «Мы победим». Правда, реализовать задуманное довелось уже в госпитале, куда Алексей Георгиевич попал после ранения.

Вылепленные фигурки он носил в вещевом мешке, а осенью 1942-го, получив отзыв в Студию военных художников имени Грекова, отлил их в фарфоре. Кстати, отзыв Сотникова был связан с заданием: вылепить монументальную вазу, посвященную грядущей Победе. В День Красной Армии, 23 февраля 1944 года, «Победа» была показана на выставке в Центральном Доме Красной Армии. Сразу после войны Евгений Вучетич - знаменитый скульптор, автор памятника «Родина-мать» - скажет своему коллеге: «Если ты, Сотников, не создашь отныне ничего другого, только за одну вазу низкий поклон тебе от всего советского народа».

Танкисты, пехотинцы, моряки, разведчики и еще целый ряд солдатских скульптур – помимо вазы «Победа», в течение войны Сотников создал серию работ, посвященную воинам Красной Армии.

Своим ремеслом Алексей Сотников был увлечен до глубокой старости, преград для него словно не существовало: ему было за восемьдесят, когда на горизонте возникла идея создать и установить монументальную фарфоровую скульптуру «Танец». Ради претворения замысла в жизнь пришлось снять половицы в его кубанском домике. На помощь пришел сын Александр: вместе они ходили на ерики Чамлыка за глиной, вместе лепили и транспортировали скульптуру в московскую мастерскую. В станицу Михайловскую, как и сам мастер, она не вернулась. Алексея Георгиевича не стало в 1989-м. Скульптуру передали на хранение в Государственный Русский музей. Там же хранится другая знаменитая скульптура автора - «Сокол». С 1964 года по сей день изображение сотниковского «Сокола» - узнаваемый фирменный знак Дулевского фарфорового завода.

На этом история жизни Алексея Сотникова не заканчивается. Она продолжается в работах его учеников, в памяти соратников, ценителей и потомков.

«Я помню станичный дедовский домик. И снаружи, и внутри стены большой кубанской хаты были выбелены. В простоте - особенная красота. Наверное, не случайно лучших работ деда едва коснулась роспись. Алексей Георгиевич всегда над чем-то работал. Он не выпускал из рук глину и когда у него гостили мы с сестрой Валентиной. По очереди забираясь к нему на колени, мы тоже пытались лепить», - вспоминает младшая внучка Алексея Сотникова Светлана.

Несколько лет назад Светлана перебралась из станицы в Москву. Конечно, ей бы хотелось окунуться в атмосферу московского дедовского быта, но, человек не властен над временем. Сегодня у квартиры и мастерской Сотникова совсем другая история. А вот эпизоды из жизни Алексея Георгиевича еще хранятся в памяти его товарищей по ремеслу. За чашкой чая Светлана ведет запись бесед. По ее задумке, в 2024 году, к 100-летию Алексея Сотникова, должна выйти книга воспоминаний, а в Кусковском музее керамики откроются двери персональной выставки.

Сотников вошел в историю страны, вылепив эпохальную вазу «Победа». Для скульпторов наших дней таким же символическим стало участие в возведении собора Воскресения Христова, посвященного 75-летию Победы. Неподалеку - музейный комплекс «Дорога Памяти». Протяженность - 1418 шагов, по количеству дней войны. И десятки миллионов фотографий.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

Из каких источников вы узнаете новости?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах