Примерное время чтения: 8 минут
1277

Традиции исчезают? Почему изучение народного наследия важно для России

«АиФ-Юг» № 28 13/07/2022
Научные работы по этнографии у Антона Зудина начинались с общения со старожилами кубанских станиц и хуторов.
Научные работы по этнографии у Антона Зудина начинались с общения со старожилами кубанских станиц и хуторов. / Фатима Шеуджен / АиФ-Юг

17 июля - День этнографа, учёного, изучающего различные народы, их материальную и духовную культуру. В преддверии даты кандидат исторических наук Антон Зудин рассказал журналисту kuban.aif.ru о том, почему в России особенно важно изучать и распространять позитивные аспекты мирного сосуществования разных народов, а также о том, с  чего начинается интерес к истории предков.

Предки из старообрядцев

Антон Иванович Зудин  - кандидат исторических наук.
Антон Иванович Зудин - кандидат исторических наук. Фото: Из личного архивa/ Антон Зудин

Антон Зудин изучением народных традиций занимается с 2001 года, когда впервые попал в фольклорно-этнографическую экспедицию. Хотя интерес возник ещё раньше и, как часто бывает, подтолкнула к исследованиям личная история.

«Когда человек взрослеет, первый вопрос, который он задаёт себе: «А кто я такой? Кем были мои предки? - рассказывает учёный.  -  Каждое лето я проводил у бабушки. Читать и писать она не умела, но, при этом, была умная, хваткая, хозяйственная. Меня всегда интересовало, почему она так интересно говорит, придерживается каких-то правил, обычаев, примет, суеверий?»

Оказалось, что бабушка с дедом по отцовской линии Антона были из старообрядцев-липован, переехавших на Кубань по программе репатриации соотечественников после Великой Отечественной. Предки по материнской линии - из казачьей семьи. Так объяснимый интерес к своему роду превратился в профессиональный.    

Позже учёный стал работать под руководством профессора Николая Ивановича Бондаря, главного этнографа Кубани, в Научно-исследовательском центре традиционной культуры Кубанского казачьего хора.

«Начиналось всё с полевой работы, общения со старожилами кубанских станиц и хуторов, бесед с ними по разнообразным аспектам традиционной народной культуры, - вспоминает историк. - Речь шла о праздниках, обрядах жизненного цикла: как рожали, как женились, хоронили, лечили народными методами. Параллельно мы записывали фольклорные коллективы - это уже поле смежной дисциплины, фольклористики. Так постепенно с исторической тематики я переориентировался на этнографию, стал писать научные работы».

Услышать былину

И первые статьи Антона Зудина, в память о своих предках,  были посвящены как раз обосновавшимся на Кубани старообрядцам: липованам и некрасовцам.  

«Первые  ещё в XVIII веке эмигрировали из России по религиозным соображениям, проживали в Румынии, Турции, были подданными Османской империи, - рассказывает историк.  - На Кубань они приехали уже в советское время, прибывали несколькими волнами - в 20-е, 40-е годы. Мои бабушка, дедушка и отец родились в Румынии и в 1947 году приехали на Кубань и основали с другими переселенцами посёлок «За Родину» в Темрюкском районе».

Казаки-некрасовцы, по словам учёного,  перешли в подданство турецкого султана ещё при Петре Первом, после того как было подавлено Булавинское восстание, и Донское войско исчезло как независимая республика. Долгое время некрасовцы жили в Малой Азии. В Россию они тоже возвращались разными волнами, первая была ещё до революции, последняя - в 1962 году, когда группа староверов переселилась в Ставропольский край.  

«С этими людьми я дважды работал в составе ростовской диалектологической экспедиции, - вспоминает Антон Зудин. - И тогда меня поразило то, насколько они, благодаря изоляции на чужбине,  сохранили свои обычаи, традиции. Причём совершенно редкие, архаические формы, которые нигде в России уже не бытовали. Например, традицию былинного исполнения, которую мне посчастливилось слышать вживую. Чем дольше работал, тем больше поражался тому, насколько народная культура разнообразна. Даже если только Кубань взять - столько интересных вопросов: чем потомки черноморцев отличаются от потомков линейцев? Какова специфика бывших однодворческих сёл, которые получили статус казачьих станиц? Чем от других отличаются поселения Закубанья?  Это разнообразие стало наиболее ярко заметно, когда мы запустили проект «История, этнография, фольклор Кубани» - серия, каждый том которой посвящён конкретному району. Все материалы, причём не только текстовые, но и записи обрядов, песен есть в открытом доступе в группе «Вконтакте» НИЦ традиционной культуры. Приглашаю присоединиться».

Обвал или тренд?

Считается, что глобализация стирает особенности не только небольших этносов, но и крупных народов - все мы ходим в одинаковой одежде из супермаркета, слушаем одинаковую музыку на стриминговых сервисах, едим стандартную еду в фастфудах. Действительно ли народные традиции уходят от нас?

«Отчасти можно сказать, что так и есть, - считает Антон Зудин. - На моих глазах это приняло обвальный характер - в начале моего научного пути в экспедициях мы общались с людьми, рождёнными в 1900, 1910, 1920-х годах. Они ещё помнили и могли передать традиции и обычаи. Сейчас разговариваем с людьми, которые уже  прошли через горнило советской унификации, идеологической обработки. В советское время народные обряды и обычаи считали пережитками тёмного прошлого, над которыми было принято в лучшем случае иронизировать».  

При этом учёный отмечает, что само сетование по поводу того, что народные традиции уходят от нас,  дело вовсе не новое. Ещё в XIX веке этнографы часто с горечью сообщали, что обычаи, фольклор исчезают, народ переживает период распада традиционной культуры как системы.

«Но на самом деле народные традиции не исчезают бесследно, они просто принимают новые формы, - считает Антон Зудин. - Например, в современной свадьбе, проходящей в каком-нибудь ресторане, используют отдельные старинные обряды. Дети ходят колядовать. Да, часто о самом процессе узнают не у старших родственников, а в интернете, поэтому традиция может не иметь привязки к местности, но это уже примета времени».

Есть и позитив - учёный считает, что увлечение традиционной народной культурой в последнее время становится трендом. Его подтверждает и интерес к музейным выставкам, появление большого числа различных этнографических комплексов под открытым небом, в которых хватает посетителей, фольклорных фестивалей.

«При правильном маркетинговом подходе наша недавняя история, народный быт могут получить новую жизнь,  - уверен Антон Зудин. -  Пусть и не в качестве передачи традиций от поколения к поколению, а в виде осколка прошлого. Но ведь и этнография сама по себе историческая дисциплина».  

Интересуются прошлым люди разного возраста, пола,  уровня дохода и национальности.  

«Видимо у людей в условиях унифицированной городской жизни есть потребность в погружении в прошлое, - продолжает учёный.  - Отсюда большой интерес к семейной генеалогии -  у специалистов, которые копаются в архивах, сейчас масса заказов».  

Уроки добрососедства

Одна из основных тем в научной работе Антона Зудина - межэтническое взаимодействие народов, живущих в непосредственной близости друг к другу. На Кубани, например, казаков и адыгов. Для чего нужно изучать, как общались и что заимствовали друг у друга разные этносы?  

«Народы разных культур могут мирно сосуществовать только в том случае, когда пытаются понять, познать друг друга, а не строят взаимоотношения на стереотипах, - считает учёный.  - Если народы долгое время жили по соседству, у них в любом случае накопился положительный опыт взаимодействия. И важно знать его, изучать. Мы живём в многонациональном обществе, поэтому всегда есть риск обострения отношений между разными народами. Часто политики используют национальную рознь для односторонних выводов в пользу той группы, которую они представляют. О негативных моментах и так много говорят, поэтому важны изучение и распространение положительного опыта. Это создаёт более прочные связи внутри страны».

Историк рассказывает о проекте «Русские Чечни», реализованном в 2018 году. О том, что в девяностые годы в республике притесняли русских, не знает только ленивый.

«Но раз люди долго жили бок о бок, значит, было немало и позитивных моментов, мы попытались изучить их, собрать, - говорит Антон Зудин. -  Результатом исследования стала книга, где мы показали положительную сторону взаимодействия. Мне кажется,  что фиксировать позитивный опыт межнационального общения,  распространять  его чрезвычайно важно. Так можно просвещать людей, опровергать стереотипы о различных нациях. Этнография помогает выявлять и анализировать хорошие примеры, систематизировать их и делать общедоступными. Для России это особенно актуально   - если не заниматься гармонизацией отношений между народами, то мы можем повторить путь Советского Союза, который распался на отдельные государства как раз по национальному признаку».  

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах