4359

Похищают из квартир, берут измором. Как сегодня воруют невест на Кавказе

Vladimir Mayorov / www.globallookpress.com

«Невеста будет сопротивляться, брыкаться, даже кусаться, звать милицию, кричать: «Я буду жаловаться в обком»! Но вы не обращайте внимания, это старинный красивый обычай». Все помнят эту фразу из фильма Леонида Гайдая «Кавказская пленница»? Фильм был создан в 1967 год, и уже тогда этот обряд считался пережитком прошлого. Но кавказцы и сегодня иногда следуют этой традиции. «АиФ-Юг» рассказывает, как воруют невест в XXI веке.

Калым придётся заплатить

Если говорить об истоках этого ритуала, то невест воровали обычно в тех случаях, когда либо сама девушка, либо её родители были против законного брака с потенциальным женихом. Кроме того, похищение невесты позволяло избежать такого обряда, как плата калыма родителям, тем самым экономился будущий семейный бюджет. Но сегодня воровство не освобождает от традиционного откупа. Символический калым отвозится родителям невесты в любом случае.

Крадёт невесту не обязательно сам жених, зачастую это делают даже без его ведома друзья или родственники, выбравшие ему, по их мнению, достойную супругу. В древние времена родственники с женихом или без него ехали за невестой кортежем на конях, причём лошадей выбирали самых резвых, дабы не быть настигнутыми братьями девушки.

В современном мире, чтобы беспрепятственно украсть невесту, похитители выбирают, как правило, несколько мощных автомобилей. Похитив понравившуюся девушку (причём, как говорили в известном фильме, она может кусаться, вырываться - на это никто не обращает внимания), её сажают в машину, из окон которой обычно выбрасываются флаги с национальной символикой и символами родового имени жениха.

…В квартиру влетели, схватили меня под руки и потащили. Я стала кричать, кого-то укусила… В общем, меня запихнули в машину…

Бывали случаи, когда такие кортежи останавливали в Адыгее полицейские (девушка, которую крадут без её согласия, обычно пытается привлечь внимание) - узнав, в чём дело, похитителей отпускали.

Украденную девушку привозят в дом жениха и держат там, успокаивая и уговаривая выйти замуж за похитителя, приводя ей все имеющиеся аргументы для согласия (например, авторитет жениха в обществе, его богатство).

«Меня взяли измором»

«Я всю жизнь прожила в Краснодаре и никогда даже подумать не могла, что меня могут «украсть», это казалось дикостью, - рассказывает Сусанна Бжедухова. - Да, у меня были ухажёры. По нашим обычаям, любой желающий может посвататься к девушке, даже незнакомой. Прийти к ней в дом с друзьями. В моём случае так и было.

Я приглянулась родственникам будущего мужа, и он пришёл ко мне знакомиться. Мне было 23 года, я только окончила университет и училась в аспирантуре. Ребята в первый же день заговорили о замужестве. Мне это показалось странным - мы первый раз друг друга видим. Потом они пришли к нам домой ещё пообщаться, и я дала понять, что замуж в ближайшее время не собираюсь.

На следующий день, где-то после обеда, в дверь позвонили. Я посмотрела в глазок, никого не увидела, но дверь открыла. Тут в квартиру влетели несколько парней, схватили меня под руки и потащили вниз. Я сразу поняла, что происходит.

Стала кричать, чтобы отпустили, кого-то укусила. В общем, меня запихнули в машину (кстати, они приехали на двух автомобилях) и куда-то повезли. На самом деле, было очень страшно. Всю дорогу жених уговаривал меня, просил успокоиться. Привезли меня к родной тёте жениха. Первые часы пребывания я вообще ни с кем не хотела разговаривать, требовала, чтобы сообщили моим родным, где я нахожусь. Очень хотелось домой. В комнату один за другим входили родственники и друзья жениха, пытались меня уговорить. Продолжалось это около десяти часов.

В конце концов, я сдалась. В общем, взяли измором. Уже на следующий день состоялась свадьба. Но долго мы всё равно не прожили. Интересы, да и планы на жизнь оказались разными».

Обряд хотят систематизировать
В Адыгее лето проходит под знаком обсуждения новой инициативы - в республике занялись систематизацией свадебного обряда. Учёные предложили сценарий свадьбы, основанный на традиции, он активно обсуждается в многочисленных группах в социальных сетях. В других республиках Кавказа поддерживают необходимость избавления свадебного обряда от ненужных расходов и, самое главное, говорят о необходимости сохранения его изначальных смыслов, выраженных языком национальных обрядов - социального, культурного и сакрального.

Где тёща? Её просто нет!

Согласно тем же обычаям, раньше считалось, что если девушка провела во владениях жениха ночь, то она уже опозорила свой род, независимо от того, были у неё близкие отношения с похитителем или нет. Это, пожалуй, являлось самым весомым аргументом для того, чтобы украденная невеста всё-таки согласилась выйти замуж. Бывали случаи, когда невесту держали в заложницах в течение нескольких дней, пытаясь тем самым сломить её волю.

Невеста может отказываться просто присесть в чужом доме и не есть несколько дней подряд, демонстрируя свою непокорность и несогласие на брак. В таких случаях семья похитителя обычно отпускает девушку. Как символ согласия невеста надевает на свою голову белый свадебный платок. И начинается свадьба - с угощением, танцами, музыкой.

Надо сказать, обычаи иногда противоречивы. Ведь всё это время, пока родственники жениха уговаривают девушку остаться, сам похититель не должен видеть невесту до её согласия на брак.

Кстати, у черкесов был (кто-то его соблюдает и сейчас) любопытный обычай, которому многие бы позавидовали. Согласно этикету, зять не общался ни с тёщей, ни с тестем. Если же им всё-таки приходилось встретиться, то ни в коем случае нельзя было вступать в разговоры. При этом зять всегда должен был готов быть полезным для родственников жены, приходить на помощь в случае малейшей нужды.

«О семейном быте черкесов известно с древности, - рассказывает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра цивилизованных и региональных исследований РАН Наима Нефляшева. - Античные географы, арабские путешественники, итальянские купцы, французские искатели приключений, английские политические агенты и русские кавказоведы писали об иерархии уровней и ролей в пространстве большой семьи, о разделении мужского, женского, детского, о многочисленных обычаях избегания, в том числе и между зятем и тёщей.

Иногда тёща была значительно моложе зятя, и таким образом традиция устанавливала барьер для фривольных отношений между ними.

В увлекательных описаниях прошлого есть мощные образы мудрых седовласых стариков, главных мужчин в семье, есть старшие женщины, матери семейств, от всевидящего ока которых не уйдёт ничего, особенно когда это касается молодых невесток. Есть и дети, окружённые вниманием и заботой, но уже воспитываемые в строгой системе поведенческих табу. В этих описаниях нет (или почти нет) только одной фигуры - тёщи. Где черкесская тёща? Её просто нет - ни в качестве бледной тени, ни в качестве едва заметного пунктира.

Почему возник обычай избегания между зятем и тёщей? Версий несколько. Например, антрополог Б. Бгажноков отмечает, что обычаи избегания - это «особая, преувеличенная форма демонстрации скромности и уважения друг к другу…». Есть и бытовая версия: в традиционном обществе иногда тёща была значительно моложе зятя, и таким образом традиция устанавливала барьер для возможных фривольных отношений между ними».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

Носите ли вы защитную маску?

Ответить Все опросы

Топ 3 читаемых

Самое интересное в регионах