Коммерческие перевозчики краевого центра уведомили об очередном повышении цен на проезд - с 24 января на большинстве маршрутов он составит 40 рублей вместо 35. Напомним, ещё в конце 2020 года стоимость поездки составляла 28 рублей. Чем объясняют рост цен транспортники?
Вынуждены увеличить?
Частные перевозчики Краснодара вновь объявили о предстоящем росте цен на проезд - с 24 января в «маршрутках» четырёх предприятий цена увеличится на пять рублей и составит 40. Пока речь идёт об автобусах № 1, 11, 26, 28, 32, 34, 41, 42, 62, 67, 75, 78, 90, 95, 106А, 114А, 136А, 146А, 150А, 157А, 160А, 163А, 166А, 170А, 174А, 176А, 186Б. Остальные частные перевозчики поднимут стоимость проезда в течение февраля. Таким образом, за два года с небольшим стоимость билета вырастет на 12 рублей или 43%, в два раза опередив официальную инфляцию в стране.
Объяснения перевозчиков оригинальностью не отличаются - они говорят примерно то же, что и перед каждым предыдущим повышением цены.
«Произошёл резкий рост цен на импортные товары, запчасти, масла, - объяснил председатель Союза транспортников Кубани Иван Петров. - Процентные ставки выросли по некоторым позициям в разы, соответственно, запчасти тоже подорожали».
По словам Ивана Петрова, перевозчики были вынуждены индексировать тариф, так как за год стоимость новых автобусов увеличилась на четверть, топлива - на 5-10%, страховки - на треть. В два раза выросли цены на техосмотр, страховка подорожала на 37%, 5-7% от суммы билета при оплате картой приходится отдавать банкам за обслуживание. Резко подорожало содержание транспорта, то есть ремонт и запчасти. Некоторые - в два раза.
«Если брать в среднем, то удорожание запасных частей составило 20-30%», - отметил Иван Петров.
С 24 января проезд на 27 маршрутах увеличится на пять рублей.
Озвученные причины практически те же, что и при каждом предыдущем повышении - только после коронавирусных ограничений добавлялись жалобы на сокращение пассажиропотока и необходимость покупки терминалов для оплаты картой.
При этом повлиять на рост цен в маршрутках власти города не могут - по словам и.о. директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Галина Шешина, с 2017 года по закону на частных автобусных маршрутах действует нерегулируемый тариф. То есть перевозчики, в отличие от КТТУ, сами просчитывают собственные расходы на обслуживание маршрутов и в случае повышения просто заранее уведомляют муниципалитет.
Что делать пассажирам?
«Чтобы у меня зарплата так же часто индексировалась, как перевозчики цены пересчитывают, - негодует краснодарец Виктор Смирнов. - Сначала стоило бы порядок навести в отрасли, а то маршруточники часто на старье ездят, да ещё и норовят перед носом у КТТУ пассажиров забрать.
Заметил, что с Комсомольского микрорайона 44 маршрутка за минуту до 20 троллейбуса приезжает, 90-я - прям перед автобусом №10 КТТУ. А маршруты у них совпадают большей частью. Похоже, что частники специально стартуют чуть раньше, чтобы забрать пассажиров, которые могли бы на муниципальном транспорте уехать. А то, бывает, наоборот, стоишь - и никого нет».
Мужчина признаётся, что давно предпочитает муниципальный общественный транспорт - по его словам, потолки выше, проходы шире, стоять в три погибели не приходится, летом чаще кондиционеры работают, водитель на подсчёт сдачи не отвлекается.
«А теперь трамваи и троллейбусы, выходит, ещё на пять рублей дешевле, жаль, что не везде ездят», - продолжает Виктор Смирнов.
Впрочем, надеяться, что КТТУ не увеличит цены вслед за частниками, было бы слишком оптимистично. Да, пока в муниципальном центре управления Краснодара говорят, что муниципальный общественный транспорт МУП «КТТУ» стоимость проезда не повышает. Но в прошлый раз зазор между индексацией маршруток и трамваев составил чуть более полугода. Так что, очень вероятно, к лету 40 рублей будем отдавать и за муниципальный транспорт. И объяснение отличаться оригинальностью не будет.