Примерное время чтения: 13 минут
105

Сначала диктатура, потом демократия. Как развивались греческие полисы?

Сюжет Живая история Кубани

Россия входит в клуб европейских государств, на территории которых сохранились следы великой эллинской цивилизации. В том числе, это остатки города-колонии Фанагория, которые были найдены на Таманском полуострове. В Европе исторического объекта подобного масштаба не существует. Здесь сохранились все культурные слои за полторы тысячи лет ее существования. О том, какие открытия удалось сделать археологам за этот период, рассказал доктор исторических наук, директор Государственного историко-археологического музея-заповедника «Фанагория» Владимир Кузнецов.

Как «железный занавес» изменил науку

Фатима Шеуджен, «АиФ-Юг»: Владимир Дмитриевич, Юг России - Кубань, Крым, это места, где была античная цивилизация. Но почему у нас эта история не так популяризирована как, например, в Греции или в Риме?

Владимир Кузнецов: Вся европейская культура основана на античной цивилизации, поэтому они эту историю хранят и почитают. Мы же, россияне, на протяжении многих лет считаем себя наследниками Византии. Хотя, надо сказать, что до 1917 года у нас было классическое образование. В гимназиях, помимо всех прочих наук, очень глубоко изучали древнюю античную историю, древние языки - греческий и латынь.

Фото: Из личного архивa/ Владимир Кузнецов

Таким образом, уже при поступлении в университет гимназисты были высокообразованными людьми. После революции и многочисленных реформ классическое образование практически исчезло не только в школах, но и в вузах. Глубокое изучение этих предметов, может быть, сохранилось только в некоторых крупных университетах. Соответственно, наше внимание к античной цивилизации, как основополагающей для европейской культуры, заметно снизилось. Есть и другая причина того, что часть истории была на время «позабыта». Во время Советского Союза существовал «железный занавес», и связи советских ученых с европейскими специалистами были сильно подорваны. Выезжать за границу было трудно, получать иностранную литературу тоже было сложно, библиотеки комплектовались плохо. Сложилась ситуация, когда советские ученые в области древней истории стали полагать, что наша античная наука может существовать без западноевропейской науки. Потому что наше Причерноморье, где находятся античные памятники, далеко от Средиземноморья и поэтому имело свою специфику. По этой причине считалось, что знать историю Древней Греции глубоко вроде и необязательно. Конечно же, так думали не все. Были крупные ученые, которые знали иностранные языки, читали зарубежную литературу и изучали древнюю историю комплексно.

- Когда все изменилось?

- Когда в нашей стране изменилась экономическая модель, открылись границы. Тогда же хлынул поток литературы, очень многие специалисты стали выезжать за границу по грантам, учиться в зарубежных университетах, контактировать с иностранными учеными. Вот тогда уровень нашей науки стал повышаться. К нам стали приезжать иностранные коллеги для участия в наших экспедициях, раскопках античных памятников, которые до сих пор в Европе были неизвестны. Ведь не только мы плохо знали европейскую научную литературу, но и они не имели представления о нашей, потому что по-русски никто практически не читал. Основной язык науки о древней истории - английский, что, кстати, добавляет снобизма англичанам и американцам.

- А где на Юге России есть еще античные памятники?

- Все античное наследие сосредоточено на Кубани, в Крыму, частично в Ростовской области. Есть немного древних памятников в Абхазии, которая уже не входит в состав нашей страны. Основная же часть памятников действительно расположена на Таманском полуострове. Здесь на территории в 1,5 тысячи квадратных километров сосредоточены сотни памятников, а самым крупным и самым значимым является Фанагория.

Под ногами - X век

- Владимир Дмитриевич, жили ли в этом месте до прихода греков местные племена?

- Вряд ли. На месте будущей Фанагории до прихода греков, следов культур более древних, чем древнегреческая, которая появилась здесь в середине VI века до н.э., мы не находим. Однако Кубань - со всех точек зрения богатый регион. Люди здесь жили издревле.

Что касается Фанагории, то это была последняя греческая колония, основанная на берегах Черного моря. К этому времени уже существовали Кепы, Гермонасса, Горгиппия. Но очень быстро Фанагория вырвалась в лидеры. В течение нескольких десятилетий она превратилась в очень крупный город, ему конкуренцию составлял только Пантикапей (ныне Керчь). Через какое-то время на рубеже V- IV вв. до н.э. образовалось Боспорское государство, которое часто называют царством, что не совсем справедливо. На самом деле это было государственное объединение независимых полисов. Получилось так, что на Боспоре были две столицы - первая Пантикапей, а вторая - Фанагория.

- Чем Фанагория отличается от остальных полисов?

- У города богатейшая история. И его отличие от остальных - в двух обстоятельствах, которые делают его исключительным даже в рамках всего Средиземноморья. Во-первых, вся территория Фанагории свободна от современных построек и легко доступна для изучения. Рим, Александрия, Афины, крупнейшие полисы древности в значительной степени застроены современными городами зданиями. Второе важное отличие - на протяжении жизни здесь откладывался культурный слой, который сохранился до нашего времени на толщину более семи метров. Поэтому когда вы приезжаете на раскоп, то сразу под ногами оказывается слой X века н.э., время, когда город погиб. Чем вы глубже копаете, тем древнее культурные слои.

Граждане, не граждане, рабы

- Каким был город, который основали греки?

- Фанагорию основали выходцы из Теоса (в Ионии, совр. Малая Азия). Это был один из многих греческих городов-государств или полисов. Надо сказать, что такого государства как Древняя Греция не существовало.

Фанагория также была государством, у нее был политический центр и сельская территория. Жители делились на три категории. Первая - свободные граждане, чьи дети автоматически становились после рождения также гражданами. Они могли владеть домом в городе и участком земли на сельской территории.

Вторая категория - это свободные не граждане. Они были свободными людьми, но не имели права иметь землю и дом. Жили в городе, как правило, занимались ремеслом или торговлей, так как из-за отсутствия земли не могли заниматься сельским хозяйством. Жили они в наемном доме или комнате.

Третья категория - рабы бесправные, у которых не было ничего, жили при своем хозяине и выполняли тяжелую работу.

В Фанагории жило, по некоторым подсчетам, около трех тысяч граждан. Все, кто прибыл из Теоса, были первооснователями, и все они были гражданами.

Они определили место жительства, разбили территорию на кварталы и каждому человеку по жребию достался тот или иной участок, где он мог построить себе дом.

Затем они так же по жребию разделили землю - сельскую территорию - на участки. Распределение шло таким образом: чем ближе к городу и плодороднее земля, тем меньше участок, чем дальше и земля менее плодородная, участок больше. К слову, по нашим понятиям участки, которые получали граждане, были немаленькими - от нескольких гектаров до двух десятков га. Эта земля была источником существования гражданина. На ней сажали огороды, устраивали сады, выращивали хлеб. В работах граждане использовали труд рабов. В зимнее время года граждане жили по преимуществу в своих городских домах, перебираясь на лето на загородные участки земли. Здесь у них был второй дом с хозяйственными постройками, где обрабатывался урожай и хранилась разнообразная продукция.

Спасались от персов?

- Владимир Дмитриевич, почему древние греки переселялись со своей исторической родины?

- Это зависело от разных обстоятельств. Процесс в науке называют «Великой греческой колонизацией», хотя правильнее его называть переселением. Длилось все это больше 200 лет - с VIII века до н.э. до VI в. до н.э. Хотя переселение с материковой Греции на территорию Малой Азии началось еще в XI веке до н.э. Таким образом образовалась территория, которую называли Ионией.

Что же касается Фанагории, то дело обстояло так. Около 543 гг. до н.э. на ионийские города напали персы, они хотели захватить греческие полисы интродуцировать их в свою огромную Персидскую империю. Греческие города сопротивлялись, но были в итоге покорены.

Когда осадили город Теос, жители долго оборонялись от персов, но, поняв, что поражение неизбежно, они сели все на корабли и вместе с женами и детьми, взяв необходимые вещи, уплыли на север современной Греции, основав полис Абдера. Это большой богатый древнегреческий город. Но и там теосцам не было покоя. Местные фракийские племена попытались греков выгнать, объяснив это тем, что это их земли. Война продолжалась около 20 лет, после чего часть потомков этих теосцев уплыли на Таманский полуостров, потому как все побережье Средиземноморья уже было занято другими греческими городами.

К слову, в итоге всех этих войн и конфликтов греки освоили и заселили все побережье Средиземного и Черного морей. Греческий философ Платон говорил, что греческие города напоминают сидящих по краю болота лягушек. Все пространство было занято ими. Тем самым они создали территорию, на которой была создана единая цивилизация и единая культура.

Борьба за место под солнцем

- С  какими трудностями при переселении столкнулись греки?

- Это место (Таманский полуостров, - прим. ред.) им было очевидно уже знакомо. Здесь часто бывали купцы. Но наверняка не всем грекам, которые тут уже обосновались, понравилось прибытие новых колонистов. Вполне может быть, что между ними были какие-то стычки, борьба за место под солнцем. Что касается самого процесса основания города, то здесь все было регламентировано. Это же высокая цивилизация. Первыми приплывали молодые люди, способные переносить лишения. Согласитесь, если они прибудут с маленькими детьми или с пожилыми родителями, будет многократно труднее. Поэтому первая волна переселенцев - крепкие парни под предводительством ойкиста (от слова ойкос - дом). Ойкист был диктатором, руководившим процессом основания города. Сначала определяли место, где будет строиться город, где будут городские стены, размечали кварталы, распределяли землю, а потом начинали само строительство. Сразу же город делился как минимум на три части - определялись районы под домостроительство, под храмы и святилища и, наконец, назначались земли, принадлежащие государству, на которой возводились правительственные здания. К слову, поначалу они были небольшими. Все, что строили греки, было качественно сделано, ведь они были великолепными мастерами. К слову, сырцовый кирпич (саман) был такого качества, что мы его находим спустя 2,5 тысячи лет, и он до сих пор отлично сохраняется. Дома были небольшими - 20-40 квадратных метров. В них было 2-3 комнаты, имелся внутренний двор, место для приготовления пищи, тут же часто была ремесленная мастерская. Поначалу фанагорийцы жили не очень богато. Но уже в середине V века до н.э. город начал преображаться, и к IV веку до н.э. здесь были каменные дома, храмы построенные из мрамора, мощеные улицы, на площадях стояли статуи. Мы все это сейчас находим  и понимаем, это был красивый древнегреческий город.

Похоронили как героя 

- А кто такой был Фанагор, в честь которого назвали город?

- Он тоже был переселенцем, ойкистом и диктатором. Кстати, Фанагория по тем временам была чуть ли не единственным городом, имя которому дали по имени своего ойкиста. Уже позже Александр Македонский стал называть основанные им  города Александриями.

Если вернуться к Фанагории, то мы обнаружили черепок с именем ойкиста, что подтвердило - мы исследуем именно его город.

К слову, в каждом полисе был только один ойкист. Оно и понятно, раз это человек, который руководил основанием города. Он обычно становился национальным героем, его хоронили  в центре города на площади, строили  ему специальный героон, от слова «герой». Дальше греческий город развивался по демократическим законам. То есть почти все должности - магистратуры были выборными. Люди, отвечавшие за осуществление торговли, назывались агораномами - от слова «агора», что означает городская площадь, на которой располагались рынки. Астиномы организовывали функционирование городского хозяйства, дикасты - отвечали за суды, жрецы - за храмы. К слову, все эти выборные должности осуществлялись в течение года.

- Большой город всегда был  местом притяжения. А прибывали ли в Фанагорию местные племена?

- Страбон писал, что Фанагория была перевалочным пунктом для торговли, по-гречески - эмпорием, что означает порт, место торговли. Это и был пункт для греческих товаров, которые привозили из Средиземноморья, дальше их развозили по внутренним частям Прикубанья. Среди товаров можно перечислить амфоры с вином, оливковым маслом, одеждой, ювелирными украшениями, оружием. Все, что греки могли производить на высоком уровне. Здесь организовывали ярмарки, здесь были торговые точки. В обратном направлении шли рабы, кожа, рыба, воск, мед.

Как античность повлияла на Европу

- Вернемся к греческой цивилизации, она была завоевана  римлянами и что от нее осталось?

- Да, позже Древний Рим завоевал Древнюю Грецию, соответственно, все побережье Черного и Средиземного морей стало существовать в рамках римской культуры и цивилизации, которая отличалась от греческой, была более модифицированной. Позже римляне завоевали и западную Европу, дошли до Британии, завоевали земли, где сейчас находится Германия Румыния, Венгрия и дошли до Черного моря. И теперь уже римляне консолидировали все это огромное пространство, которое стало основой и базой существования средневековой Европы. Так, Ренессанс – это возрождение Европы на базе античной культуры. Это было возрождение древнеримской культуры,  но в новых формах и рамках. Люди, которые жили в Италии, Испании, других странах - они же потомки тех римлян, которые достигли больших высот, как в области строительства, юриспруденции, искусства и культуры в широком смысле. Это стало возможным потому, что в Средневековье перешли навыки и знания древних римлян, основанные на древнегреческих знаниях.

Таким образом, огромная территория Европы стала единообразной – один язык, одна религия, единая культура. Все это стало фундаментом для современной Европы. Объединенная в рамках экономического союза, она и есть наследие того времени. Вот почему европейцы так почитают античную культуру.

У нас свой путь, мы наследники Византии, с точки зрения духа, религии, этой культуры.

- А насколько важно популяризировать античную историю?

- Это часть истории юга России - ее яркая страница, которую надо изучать и популяризировать. Историю вообще надо любить, уважать и испытывать чувство гордости и патриотизма к своей истории и культуре.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

Собираетесь ли вы снова вакцинироваться?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах