Примерное время чтения: 8 минут
349

Ушли и освободили рынок. Кто заменит россиянам бренды?

«АиФ-Юг» № 11 16/03/2022 Сюжет Все об импортозамещении
Эксперты считают, что проблем с одеждой не будет.
Эксперты считают, что проблем с одеждой не будет. / Виктория Ветер / АиФ

Один за другим представители масс-маркета, продававшие одежду, заявили о том, что покидают российский рынок. Многие взволновались, во что теперь одеваться? «АиФ-Юг» решил вспомнить, где россияне брали наряды до того, как появились торговые центры и какие перспективы сейчас.

Примеряли на картонке

«Я родилась и выросла в маленьком городке Астраханской области, - рассказывает краснодарка Елена Васнецова. - Там был и есть по сей день небольшой вещевой рынок, где в девяностые и в начале нулевых торговали так называемые челноки. Как правило, они привозили одежду из Турции, Польши, а также с черкизовского рынка Москвы.

Так как в маленьком поселении все друг друга хорошо знают, вещи без проблем давали домой на примерку, можно было даже купить в долг. Моя мама работала в больнице, где им по несколько месяцев задерживали зарплату, а одевать растущих детей надо  было  во что-то. На рынке она могла брать нам вещи под запись. Благо расплачиваться можно было, когда папа приносил деньги, у него на предприятии была более стабильная финансовая обстановка.

Уже в старших классах и после кризиса мы ездили одеваться на рынок в Астрахань, он называется «Кировский». Как сейчас помню примерки - стояли на куске картона, а  продавец закрывал  тебя от посторонних глаз пледом. Зеркало было небольшим, его обычно  на весу держала продавщица. Рынок делился на «дорогие» ряды и «дешёвые». В первых торговали более качественными вещами, во вторых - откровенный ширпотреб. Мы старались выбирать модные вещи. Надо признать, мама не отказывала мне в обновках, к каждому сезону и любому празднику мне что-то покупали. Будь то кофточка, джинсы, босоножки. Потом стали открываться крытые павильоны, можно сказать, первые торговые центры, а владельцы точек на рынке перемещались  в нормальные магазины под крышей. Мы стали одеваться там. Позже открылись крупные комплексы с брендовыми магазинами, гипермаркетами и кинотеатрами».

На один манер

Надо сказать, что вещевые рынки были практически во всех городах России, причём, как в больших, так и в малых.

«В начале 2000-х в маленьких городах Краснодарского края практически не было магазинов одежды, все закупались на рынках, - рассказывает Екатерина Гриценко. - Я тогда училась в школе в Темрюке. Походы на местный рынок с мамой были не частыми, но волнительными. Там была только одна точка с кожаной обувью, и стоила она, конечно, дороже, чем остальной ширпотреб. Я, «облизываясь», разглядывала качественные, как тогда казалось, ботиночки и сандалии. А более всего мечтала о гриндерсах с железной вставкой в носу. (Я считала себя панком, а такая обувь непременно должна была быть у каждого приличного неформала). Стоили они тогда 3,5 тысячи рублей. По тем временам - недёшево. И мама однажды всё-таки купила - сколько счастья было!

Самое неприятное воспоминание осталось именно с тех времён. Стоишь зимой на мокрой картонке, дождь хлещет, снег. Спереди продавец тебя полотенцем закрывает, сбоку от других покупателей заслоняет мама. Ты быстро раздеваешься на холоде и начинаешь одни за другими мерить джинсы. Жуть! И продавец обязательно восторженно каждый раз восклицает: «Ой, как тебе идёт! Бери скорей!» Даже если штаны на три размера больше, главное - продать поскорее.

Первые магазины масс-маркета в Краснодаре появились в начале 2000-х.

Ну а о том, что все ходили в одном и том же, даже и говорить не стоит. Как-то подралась с одноклассницей из-за того, что она такие же брюки купила.

Раз в год, перед первым сентября, мы ездили на «Вишняки» - краснодарский вещевой рынок. Там выбор был побольше, хотя мерили так же на земле, подстелив картонку.

В 14 лет я устроилась на первую работу. За лето поднакопила, продавая на море туристам сувениры втридорога. Деньги, тысяч 40, потратила  на одежду! Это огромная сумма для меня в то время. До сих пор храню одну мини-юбочку, сохранилась идеально, правда, давно уже не по размеру».

Масс-маркет подешевел

«Моё студенчество пришлось на начало девяностых, - делится ещё одна краснодарка Светлана Юсупова. - Купить себе одежду на вещевом рынке мог, кстати, не каждый. Я, например, на стипендию покупала ткань, относила её портнихе, а уже следующей расплачивалась за готовое изделие. Первые магазины масс-маркета появились в начале 2000-х на улице Красной. Я уже работала, но цены в них на тот момент «кусались». Зато и качество было гораздо лучше того, что нам предлагали в последнее время. Уже позже, когда появились торговые центры, я часто покупала одежду там. Но со временем поняла, что меня не устраивают ткани, из которых они пошиты - часто это была синтетика, причём плохо обработанная. В общем,  я  вернулась к услугам портнихи. Теперь это выходило чуть дороже, чем в масс-маркете, но зато сидело на мне лучше, чем покупные, ну и такого наряда точно ни у кого не было.  Я не переживаю, что нам не в чем будет ходить. Кто хочет наряжаться, обязательно найдёт способ это сделать. Вспомните хотя бы Скарлетт О, Харра, которая сшила себе платье из занавесок!»

Наряд как у актрисы

Галина Воробьёва работает в ателье. Её стаж портной - 23 года. Юность и молодость также пришлись на начало девяностых.

«Носить было нечего, и я часто перешивала из маминых платьев наряды для себя, - вспоминает она. - У меня неплохо получалось, но мечтала я стать учителем. Правда, сразу в пединститут не поступила, поэтому пошла в швейное училище. Нас учили правильно делать замеры, кроить, шить. Журнал «Бурда моден» было недостать.

Однажды друг отца вернулся из армии, а он служил в ГДР, и привёз этот журнал на немецком языке. Так мы его передавали из рук в руки. Как женщины тогда себе придумывали фасоны? В основном, увидят какой-нибудь наряд по телевизору на какой-нибудь актрисе или певице и просят пошить такой же. Должна сказать, что лично на меня открытие магазинов масс-маркета особо не повлияло.

Дамы, которые привыкли шить для себя одежду, были всегда, это ведь целая культура. Другой вопрос, что раньше не было фурнитуры, хороших тканей. Сейчас всего этого в избытке. Но из-за ситуации, сейчас сложившейся на рынке, скорее всего сейчас всё будет дорожать. В последние годы свою продукцию надо было продвигать. Если честно, я это не очень умела, да и наработанной клиентуры за годы хватало. А вот мои знакомые сотрудничали с молодыми девочками-блоггерами, которые, кстати, сами приносили фасоны, портнихи отшивали, а те в свою очередь продвигали товар в соцсетях. Кстати, и те, и другие неплохо зарабатывали. Уверена, с одеждой проблем не будет. Освободилась целая ниша, которую при желании можно занять».

Перестраиваем рельсы

Александр Васильев, директор швейной фабрики, специализирующейся на производстве школьной формы:

«Возможности для расширения производства видим, но воплотить их в жизнь не всегда  получается. И санкции тут ни при чём, проблема в другом - молодёжь не идёт работать на заводы. Рабочие специальности стали не популярны.  Может, в кризис люди пойдут на фабрики? Я по специальности инженер-электрик, не мог даже пуговицы пришить, а в начале 90-х начал строить швейный бизнес. Надо признать, моя супруга и её родители трудились в этой сфере. Так вот в кризисное время без какой-либо господдержки открыл небольшой цех, поначалу в коллективе было 7-8 человек. Заработанные деньги вкладывал в оборудование, со временем расширился. Сейчас у нас стоят хорошие импортные машины. Бумажные лекала канули в Лету, теперь они электронные. Перспективы открываются большие, заказы приходят, шить можно много. Единственное, могут быть проблемы с тканями. Качество наших пока оставляет желать лучшего. Мы сотрудничаем только с одним отечественным комбинатом - в Екатеринбурге, там хотя бы прислушиваются к нашим пожеланиям, а значит, запросам покупателей, ведь материал для детей должен быть со стрейчем, комфортно носиться. С европейскими тканями пока конкурировать не удаётся. К тому же сырьё дорожает. Ведь шерсть аргентинская, краска швейцарская… Отечественная шерсть либо не очень хорошего качества, либо в малом количестве. Хлопка у нас тоже нет. Сейчас мы, как говорится, перестраиваем рельсы. Ткани закуплены, стараемся удержать цены, понимаем, тяжело сейчас всем. В памяти кризисы 1998-го, 2008-го и 2014 годов. Выстояли тогда, думаю, переживём и этот».

Разумное потребление

Стилист, имидж-стратег Словена Соколова:

«Если раньше разумное потребление вещей было трендом, то с ростом цен это станет жизненно необходимым. Люди будут покупать меньше одежды, предпочтение будут отдавать базовым вещам, которые можно носить несколько сезонов подряд, а не кричащей моде.

Чтобы сэкономить деньги, нужно собрать базовый гардероб. Как это сделать? Главный принцип - все вещи сочетаются друг с другом. В таком случае нужно думать, что с чем носить. Поэтому мой совет: не совершайте импульсивных покупок и к каждому походу в магазин подходите основательно, с чётким списком что вам надо приобрести. Всегда подробно обдумывайте, с чем эту вещь будете сочетать».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

А вы часто бываете в театре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах