За время с начала спецоперации на Украине многие зарубежные компании приостановили в России свой бизнес. Масштабные изменения коснулись и винодельческого рынка. Представители отрасли рассказали «АиФ-Юг», с какими трудностями им пришлось столкнуться, и как все отразится (и уже отразилось) на ценах для потребителя.
Не обошлось без подорожания
Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев рассказал, что в 2022 году в регионе планируется заложить 1500 гектаров виноградников. В прошлом году аграрии Кубани собрали более 200 тысяч тонн винограда.
«Важно, что большинство новых саженцев отечественные – выращены в наших питомниках. Сегодня на территории региона три таких центра. Ежегодно они производят порядка 4,5 млн саженцев», - рассказал глава региона.
Корреспондент «АиФ-Юг» пообщался с сотрудниками нескольких виноделен Краснодарского края, которые рассказали, насколько конкурентоспособны местные предприятия по сравнению с зарубежными. Одной из основных проблем стала закупка качественной пробки. Ведь пробковое дерево растет только на Средиземноморском побережье.
«Конечно первые месяцы, а именно - начало марта, были сложными для нас, поскольку именно на тот период пришлись основные заказы комплектующих. Многие поставщики перешли на формат 100%-ой предоплаты, логистика изменилась, сроки доставки увеличились, цены выросли, а некоторые европейские производители до сих пор не могут дать нам внятного ответа, как мы можем совместно работать дальше.
Практически на каждом этапе производственного процесса, если не у всех, то у большинства винодельческих хозяйств используются ингредиенты, а иногда и комплектующие, закупаемые за пределами Российской Федерации, начиная от саженцев винограда, винодельческим оборудованием и заканчивая бутылкой и пробкой. Поэтому, с учетом последних реалий, мы можем ожидать рост цен на конечный продукт», - рассказал главный винодел винодельческого хозяйства в Новороссийске Алексей Сидоренко.
На сегодняшний день, стоит отметить, ситуация нормализуется: многие поставщики проработали логистику, цена стабилизировалась, но, к сожалению, не вернулась к прежним показателям.
«Пока мы еще не знаем, как будет меняться дальше российский рынок, но я уверен, что отечественные винодельни уже сейчас могут заменить или стать достойными конкурентами зарубежных производителей, поэтому о дефиците качественного вина на полке магазина точно не стоит переживать. В целом, мы смотрим в будущее с оптимизмом. Поскольку мы сработали по тем планам, которые были запланированы, цены в 2022 году для потребителя на наше вино не изменятся», - отметил Алексей Сидоренко.
Проявят самостоятельность?
Некоторые виноделы региона не исключают возможности возобновления сотрудничества с зарубежными компаниями.
«С одной стороны, конечно, сейчас непростое время. Но с другой - мы видим в сложившейся обстановке возможности для развития. Виноделы привыкли к частым изменениям в условиях работы. Мы боремся то с засухой, то с обилием осадков. Вводятся новые правила, и мы перепечатываем этикетки. Мы мобильны и всегда ищем новые решения, - прокомментировала Анастасия Шамрицкая, директор по развитию геленджикской компании. - Несмотря на растущий интерес к российским винам, не так-то просто было нашим винодельням выдерживать ценовую конкуренцию с импортными поставщиками и заходить в федеральные сети. Сейчас часть мировых брендов уходит, на другие - в связи со сложностями логистики, резко увеличивается цена. Все это способствует развитию дистрибуции российских вин.
Несмотря на то, что наш виноград и вина премиального качества, и в целом ценовая политика выше среднего, мы тоже почувствовали большой интерес со стороны ритейла. Благодаря чему начинаем поставки эксклюзивных коллекций в сети «Красное и Белое», «Перекресток, «Пятерочка».
Сейчас у нас 101 гектар плодоносящих виноградников (это тот виноград, который уже можем использовать для создания вина). Каждый год мы досаживаем виноград еще, и таким образом в ближайшие годы будет около 183 га. Конечно, нам нужны будут новые земли. Можно предположить, что и другие винодельческие хозяйства будут стараться расширить свои угодья. Однако здесь возникает новая сложность, связанная с тем, что все саженцы раньше приобретались, в основном, в Европе. Сейчас привезти их будет непросто. А собственных, российских саженцев для покрытия потребностей всех хозяйств пока недостаточно.
Есть позитивные моменты в нынешних реалиях, но, скорее всего, будут страдать элементы имиджа и авторитета. Например, пробка, возможно, останется без фирменного логотипа, в типографиях уже сейчас заканчивается винная бумага для этикеток. Нужно будет какое-то время, чтобы покупатель освоился с изменениями, ведь он привык видеть определенную бутылку на полке. Скорее всего, у нас наладят поставки бумаги из Китая, но пока непонятно, каким будет качество и сроки.
Как будет дальше, покажет время. Мне кажется, сейчас неплохая возможность для бизнеса, который может воспользоваться шансом занять новые ниши, например, наладить производство комплектующих. Никто из наших европейских партнеров не сказал, что отказывается сотрудничать. Потому вполне возможно, что партнерство будет возобновлено после того, как прояснится политическая ситуация. И одновременно и для российских компаний нынешнее положение может вылиться в перспективу стать немного крепче и самостоятельнее».
На смену одним импортерам придут другие?
«С российского рынка уходят вина Австралии и США, возможно, к ним присоединится Новая Зеландия. Отдельные европейские компании из стран Европейского Союза добровольно отказываются от российского рынка, хотя их страны и не вводили такие санкции на поставку большей части винодельческой продукции, за исключением элитного сегмента (где оптовая цена за бутылку выше 300 евро), - пояснил председатель правления Черноморского Форума Виноделия Виталий Меркушев. - Происходит реструктуризация рынка, но ожидаемый рост продаж российского вина будет очень скромным, поскольку у нас пока не хватает сырьевой базы, недостаточно российского вина, недостаточно пока производится винограда. Прирост продаж отечественной винодельческой продукции имеется, но все-таки значительная часть вина по-прежнему импортируется. Кроме того, по пятому пакету санкций ЕС стало невозможным закупить саженцы в Евросоюзе, остается некоторая надежда на Сербию, которая держится и санкции не поддерживает. Сербы поставляли около трети всего импорта саженцев, и могут несколько увеличить поставки, также как и немного в краткосрочной перспективе могут нарастить производство саженцев и наши питомники, которые получают достаточно щедрые субсидии на развитие от государства».
Не хватает красного
Переход ряда поставщиков виноматериалов для коньячных дистиллятов на поставки сырья для производства тихих и игристых вин также изменяет и рынок коньяка, где увеличивается импортная составляющая, по новому законодательству в отличие от вина России и российского шампанского с 2021 года для производителей коньяка России предусмотрен семилетний переходный период, когда допускается переработка или использование коньячного дистиллята, произведенного за рубежом.
Через полгода, скорее всего, мы увидим несколько другие винные полки, там будут вина, которые еще не были представлены у нас, и вряд ли бы попали на российский рынок в досанкционную эру.
Как бы не хотелось поддержать именно своих товаропроизводителей, сейчас на рынке складывается определенный паритет между интересами производителя и потребителя.
Спецификой российского виноделия является и то, что в этот сектор экономики (за малым исключением), в отличие от российской пивной индустрии, почти не было иностранных инвестиций, рынок изначально строился под российские деньги и был «неформально» защищен государством. Поэтому и нет иностранных компаний внутри страны, которые могут вдруг уйти с рынка и освободить нишу, как это происходит в некоторых других секторах экономики.
Ушедшие из-за санкций с российского рынка страны и зарубежные компании занимали всего лишь около 10 % всего импорта вина (в крепком алкоголе этот процент выше), поэтому даже несмотря на сегодняшние очевидные трудности с логистикой импортных вин в целом, восполнить эту долю достаточно просто. Однако же если курс евро так и останется низким, то нашим предприятиям будет сложно реализовывать продукцию, им придется снижать цены. Российский ритейл и дистрибьюторы в современных условиях будут больше ориентироваться на массовые бюджетные вина, а продажи премиальных вин России при таком курсе несколько пострадают. Понятно, что российские компании реализуют свою продукцию, но прибыль будет меньше. Поэтому как бы не хотелось поддержать именно своих товаропроизводителей, сейчас на рынке складывается определенный паритет между интересами производителя и потребителя. Конкуренция российских производителей с зарубежными компаниями остается крайне высокой».