Примерное время чтения: 7 минут
145

Взмах палочки – и будет магия. Как завоевать сердца музыкантов и зрителей

Татьяна Захарова / АиФ-Юг

Дирижера обычно представляют как мужчину во фраке, но иногда оркестр возглавляет изящная девушка. Победительница прошедшего в Сочи первого международного конкурса хоровых дирижёров им. А.В. Свешникова Мария Козырева рассказала «АиФ-Юг» о тонкостях профессии и о том, почему хормейстер должен быть не только музыкантом, но и психологом.

Что скрыто за кулисами

Мария Козырева приехала в Сочи из Минска, где работает в филармонии концертмейстером  и поет. Пришла туда четыре года назад, сразу после получения диплома. Говорит, поначалу допускала ошибки, но практика с большим хором, состоящим из взрослых людей, помогла набраться опыта, лучше понимать музыку и искренне полюбить свое дело.

«В консерватории или музыкальной академии учат основным навыкам, которыми обладает любой профессиональный музыкант. Однако начав работать с хором, понимаешь, что важно не только обладать знаниями, но и уметь находить общий язык с коллективом, – говорит Мария. – Ты имеешь дело с разными людьми, каждый – индивидуальность, со своим характером и особенностями поведения. Представьте: выпускник 23-24 лет, уверенный в знаниях и способностях, приходит руководить коллективом, просит солистов начать петь, а ничего не получается. Почему так происходит? Возможно, он все делает правильно, но коллектив его пока не принял. И чтобы завоевать доверие, нужно доказать свое мастерство. Заслужить авторитет своей четкостью, пониманием и профессионализмом».

Работа Марии в филармонии заключается в том, чтобы помогать главному дирижеру, но она нередко готовит и проводит собственные концерты.

Во время выступления хормейстер стоит спиной к залу, зрители видят лишь взмахи его рук, зато настоящая магия происходит на репетициях. Там Мария работает не только руками, она двигается всем телом, передавая музыкантам эмоции и то, как сама прочувствовала произведение. К хору она обращается ласково, например, мужчин-
теноров называет «тенорочки». В этом ее особый подход в работе с коллективом.

«Не могу быть жесткой и по-мужски требовать выполнения моих указаний, – продолжает хормейстер. – Стараюсь сохранить женственность и мягкость, оставаясь при этом сильной и твердой. Когда верен сам себе, то и коллектив поддерживает».

Звуковой треугольник

Музыкой она увлеклась в детстве, окончила профильный  колледж, а после – академию по специальности «хоровое дирижирование». Сейчас учится в магистратуре вокально-хорового факультета.

«Существует стереотип, что дирижер – мужская профессия, а женщины в ней – исключения. Но девушки тоже выбирают этот путь. Кстати, на конкурсе в Сочи среди участников было много представительниц прекрасного пола, – рассказывает Мария. – Я решила стать дирижером, наверное, потому, что у меня сильный характер. Всегда обладала волей, а дирижер – это не только музыкант, но и лидер. Эта моя черта требовала своего выражения. Мне нравится то, чем занимаюсь. Испытываю удовлетворение, когда слышу звук, как он звучит в моей голове, затем совпадает с тем, что создаю с хором, а после он, точно такой же, доходит до слушателя. В результате получается своего рода звуковой треугольник: дирижер, хор, слушатель. Это большой труд и  в то же время награда для себя, коллектива и людей в зрительном зале. Ведь создавая качественную музыку, стараешься понять ее, вместе с командой постичь суть и смыслы. Только так достигается настоящее взаимопонимание и возникает нечто подлинное, истинное. В любом деле человек ищет предназначение, правду. И важно выбрать ту область, где удастся воплотить свои стремления».

Каждый раз, готовясь к выступлению, конкурсу или беря в руки новый материал, она сначала изучает его, анализирует, почему композитор выбрал те или иные элементы. Затем переходит к аккордовой структуре.

«Хорошо, если есть записи произведений, но бывает, что они не сохранились, тогда сама играю композицию на фортепиано, расставляя акценты. Кстати, так случилось на конкурсе в Сочи. Мы должны были показать работу с хором на примере одного из 18 произведений. Какое именно достанется, решалось в соревновательный день, – замечает Мария. – Мне выпала песня «Из-под камушка». Прежде я ее не слышала и записей тоже не нашла, и если другие конкурсные произведения были знакомы, некоторые даже исполняла с хором, то этому пришлось уделить больше внимания при подготовке».

Имеет значение с каким хором достается работать. Мария говорит, что ей больше нравится работать со студенческими коллективами, потому что они более энергичны, мобильны. С молодежью проще наладить контакт и получить желаемый результат. Но она в то же время отмечает преимущества устоявшихся государственных хоров. Они опытные, у них больше ресурсов для исполнения, к ним можно предъявлять высокие требования и получить соответствующую отдачу.

«Внутри что–то перевернулось»

Другая участница конкурса Люсине Григорян приехала из Ростова. Она – будущий хоровой дирижер, учится на пятом курсе в консерватории.  

«В детстве мечтала научиться играть на фортепиано, но мне было уже 12 лет, и считалось, что начинать обучение музыке в этом возрасте уже поздно. Как правило, дети посещают музыкальную школу с 7-8 лет – отмечает девушка. – Однажды я сказала отцу: «Папа, купи мне фортепиано, буду заниматься!» Он засомневался, что говорю всерьез, но согласился».

Так в доме появилось пианино. Люсине самостоятельно выучила ноты и ритмы перед тем, как пойти в музыкальную школу. Преподаватели удивились тому, сколько уже знала девочка, и перевели ее во второй класс. Сразу же она стала посещать занятия по хору.

«Когда впервые услышала многоголосый хоровой аккорд, внутри меня будто что-то перевернулось. Так началась моя любовь к хору. Я пела в женском коллективе. Мы гастролировали, участвовали в конкурсах, побывали в Москве, Ярославле, Санкт-Петербурге и других городах», –
делится она.

После окончания школы встал вопрос: что делать дальше? Для Люсине музыка была скорее увлечением, в качестве будущей профессии эту сферу не рассматривала. Но педагоги посоветовали девушке поступить в музыкальный колледж.

«На прослушивании выяснилось, что у меня хороший слух и навыки игры на инструменте, и меня приняли. Затем продолжила обучение в консерватории, где сейчас оканчиваю пятый курс. Так что профессию я выбрала благодаря счастливому стечению обстоятельств», – признается Люсине.

Характер по походке

«В хоровых дирижерах прежде всего ценю музыкальность. Бывает, что две интерпретации одной и той же партии звучат совершенно по-разному. Один исполнитель играет чисто технически, без эмоций, и музыка кажется «мертвой». Вроде и ноты точные, и все штрихи соблюдены, а жизни в этой игре нет. Другой же исполняет так, что хочется кричать от восторга, аплодировать стоя. Эмоции просто захлестывают. Именно это и есть настоящее искусство, - считает дирижер, лауреат премии имени Л.В. Собинова Владимир Контарев. - У оркестровых исполнителей есть особая интуиция. Наблюдая, как дирижер входит в зал, как смотрит на коллектив, они могут сразу понять, будут ли играть ему с полной отдачей или нет. Эта психологическая связь между музыкантами и дирижером крайне важна. Заберет ли он коллектив под свой контроль, вдохновив на лучшее выступление, или подчинится ему, позволяя исполнять привычным образом».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

Из каких источников вы узнаете новости?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах