Дирижера обычно представляют как мужчину во фраке, но иногда оркестр возглавляет изящная девушка. Победительница прошедшего в Сочи первого международного конкурса хоровых дирижёров им. А.В. Свешникова Мария Козырева рассказала «АиФ-Юг» о тонкостях профессии и о том, почему хормейстер должен быть не только музыкантом, но и психологом.
Что скрыто за кулисами
Мария Козырева приехала в Сочи из Минска, где работает в филармонии концертмейстером и поет. Пришла туда четыре года назад, сразу после получения диплома. Говорит, поначалу допускала ошибки, но практика с большим хором, состоящим из взрослых людей, помогла набраться опыта, лучше понимать музыку и искренне полюбить свое дело.
Работа Марии в филармонии заключается в том, чтобы помогать главному дирижеру, но она нередко готовит и проводит собственные концерты.
Во время выступления хормейстер стоит спиной к залу, зрители видят лишь взмахи его рук, зато настоящая магия происходит на репетициях. Там Мария работает не только руками, она двигается всем телом, передавая музыкантам эмоции и то, как сама прочувствовала произведение. К хору она обращается ласково, например, мужчин-
теноров называет «тенорочки». В этом ее особый подход в работе с коллективом.
«Не могу быть жесткой и по-мужски требовать выполнения моих указаний, – продолжает хормейстер. – Стараюсь сохранить женственность и мягкость, оставаясь при этом сильной и твердой. Когда верен сам себе, то и коллектив поддерживает».
Звуковой треугольник
Музыкой она увлеклась в детстве, окончила профильный колледж, а после – академию по специальности «хоровое дирижирование». Сейчас учится в магистратуре вокально-хорового факультета.
«Существует стереотип, что дирижер – мужская профессия, а женщины в ней – исключения. Но девушки тоже выбирают этот путь. Кстати, на конкурсе в Сочи среди участников было много представительниц прекрасного пола, – рассказывает Мария. – Я решила стать дирижером, наверное, потому, что у меня сильный характер. Всегда обладала волей, а дирижер – это не только музыкант, но и лидер. Эта моя черта требовала своего выражения. Мне нравится то, чем занимаюсь. Испытываю удовлетворение, когда слышу звук, как он звучит в моей голове, затем совпадает с тем, что создаю с хором, а после он, точно такой же, доходит до слушателя. В результате получается своего рода звуковой треугольник: дирижер, хор, слушатель. Это большой труд и в то же время награда для себя, коллектива и людей в зрительном зале. Ведь создавая качественную музыку, стараешься понять ее, вместе с командой постичь суть и смыслы. Только так достигается настоящее взаимопонимание и возникает нечто подлинное, истинное. В любом деле человек ищет предназначение, правду. И важно выбрать ту область, где удастся воплотить свои стремления».
Каждый раз, готовясь к выступлению, конкурсу или беря в руки новый материал, она сначала изучает его, анализирует, почему композитор выбрал те или иные элементы. Затем переходит к аккордовой структуре.
Имеет значение с каким хором достается работать. Мария говорит, что ей больше нравится работать со студенческими коллективами, потому что они более энергичны, мобильны. С молодежью проще наладить контакт и получить желаемый результат. Но она в то же время отмечает преимущества устоявшихся государственных хоров. Они опытные, у них больше ресурсов для исполнения, к ним можно предъявлять высокие требования и получить соответствующую отдачу.
«Внутри что–то перевернулось»
Другая участница конкурса Люсине Григорян приехала из Ростова. Она – будущий хоровой дирижер, учится на пятом курсе в консерватории.
«В детстве мечтала научиться играть на фортепиано, но мне было уже 12 лет, и считалось, что начинать обучение музыке в этом возрасте уже поздно. Как правило, дети посещают музыкальную школу с 7-8 лет – отмечает девушка. – Однажды я сказала отцу: «Папа, купи мне фортепиано, буду заниматься!» Он засомневался, что говорю всерьез, но согласился».
Так в доме появилось пианино. Люсине самостоятельно выучила ноты и ритмы перед тем, как пойти в музыкальную школу. Преподаватели удивились тому, сколько уже знала девочка, и перевели ее во второй класс. Сразу же она стала посещать занятия по хору.
«Когда впервые услышала многоголосый хоровой аккорд, внутри меня будто что-то перевернулось. Так началась моя любовь к хору. Я пела в женском коллективе. Мы гастролировали, участвовали в конкурсах, побывали в Москве, Ярославле, Санкт-Петербурге и других городах», –
делится она.
После окончания школы встал вопрос: что делать дальше? Для Люсине музыка была скорее увлечением, в качестве будущей профессии эту сферу не рассматривала. Но педагоги посоветовали девушке поступить в музыкальный колледж.
«На прослушивании выяснилось, что у меня хороший слух и навыки игры на инструменте, и меня приняли. Затем продолжила обучение в консерватории, где сейчас оканчиваю пятый курс. Так что профессию я выбрала благодаря счастливому стечению обстоятельств», – признается Люсине.
Характер по походке
«В хоровых дирижерах прежде всего ценю музыкальность. Бывает, что две интерпретации одной и той же партии звучат совершенно по-разному. Один исполнитель играет чисто технически, без эмоций, и музыка кажется «мертвой». Вроде и ноты точные, и все штрихи соблюдены, а жизни в этой игре нет. Другой же исполняет так, что хочется кричать от восторга, аплодировать стоя. Эмоции просто захлестывают. Именно это и есть настоящее искусство, - считает дирижер, лауреат премии имени Л.В. Собинова Владимир Контарев. - У оркестровых исполнителей есть особая интуиция. Наблюдая, как дирижер входит в зал, как смотрит на коллектив, они могут сразу понять, будут ли играть ему с полной отдачей или нет. Эта психологическая связь между музыкантами и дирижером крайне важна. Заберет ли он коллектив под свой контроль, вдохновив на лучшее выступление, или подчинится ему, позволяя исполнять привычным образом».