Тренер по гребле на байдарках и каноэ Павел Петров из станицы Брюховецкой воспитал целую плеяду звезд кубанского спорта: Виктора Мелантьева, Владимира Федосенко, Павла Петрова-младшего, Анастасию Лаврову, Надежду Петрову – спортсменов, которые за свою карьеру нагребли столько медалей чемпионатов мира и Европы, что погрузи их в лодку, она сразу пойдет ко дну.
Тренер воспитал 36 мастеров спорта, 10 из которых - международного класса, а один и вовсе заслуженный. Другой на месте Павла Петрова давно бы почивал на лаврах, разъезжая со своими чемпионами по международным соревнованиям. Но он не такой - десятки ребятишек, с которыми наставник возится с утра до вечера, важны для него не меньше олимпийских медалистов.
От лазера к веслам
Сам Пал Саныч - так называют этого удивительно энергичного человека дети - и не думал становиться тренером. Поступил в радиотехнический институт, защитил диплом по лазерам в то время, когда их только начинали разрабатывать. Его уже приглашали в Москву, но Петров резко сменил курс.
«Я по натуре лидер, - говорит он. - Поэтому, чтобы учиться лучше всех, занимался по 12 часов в день, ел раз в сутки, спал не больше четырех часов. Так испортил себе здоровье - угрохал желудок, заработал кучу других пакостей. Период был тяжелый - умирала от рака мама. Когда ее не стало, я решил оставить науку и ушел лейтенантом в армию. Два года обеспечивал связь на станции дальнего обнаружения на Кольском полуострове».
После возвращения домой, в Таджикистан, решил заняться здоровьем. И в течение года ходил на гребную базу. Гребля помогла.
«Тогда я думал: «Пропади все пропадом», поменяю работу, буду тренировать, - продолжает наставник. - Свежий воздух, дети… Красота. Правда, был наивным, думал, лет пять позанимаюсь, чемпионов подготовлю. Но остался на всю жизнь. Представляете, мы только базу строили четверть века народным способом - где за бутылку экскаватор наймешь, где за две сварщика и так далее. А потом развалился Союз, началась гражданская война, русских стали притеснять, и мы переехали сюда».
На Кубани тоже пришлось начинать с нуля.
О том, что лучше золотых медалей
На вопрос, кто же такой тренер, Павел Александрович отвечает без промедления - это и призвание, и образ жизни одновременно. Но есть еще одно, о чем понимаешь из беседы с Петровым - он для всех своих учеников еще и наставник, который не просто учит правильно грести, но и верно относиться к жизни.
«С самого начала своей работы я знал: буду готовить победителей, второе - растить просто здоровых людей, - объясняет тренер. - Именно это и греет душу».
Но тут же вспоминает, что еще в советские времена четыре десятка его воспитанников прошли войну в Афганистане. И главная его гордость - все вернулись живыми, многие с орденами и медалями.
«Как хорошо, что вы нас заставляли пахать, бегать кроссы, ходить в горы», - после возвращения тренера благодарили все, даже те, кого на тренировки заставляли ходить родители.
Во-первых, после занятий Петрова все ребята были хорошо физически подготовлены. Во-вторых, никто из них не курил, а зачастую именно эта вредная привычка становилась причиной смерти от пули снайпера - только закурил, как сразу выстрел в огонек сигареты. В-третьих, умели терпеть голод и жажду.
«Один мой воспитанник - небольшой, ростом всего метр семьдесят - несколько километров тащил на себе раненого командира, причем в горах. Сам факт, что человек способен на такой подвиг, уже о многом говорит. Еще в Таджикистане занимался у меня паренек - воровал везде и у всех, в том числе у своих же товарищей по секции, пока после очередной кражи они его не привели ко мне со словами: «Выгоняйте его, а то мы его сами убьем». А через две недели вся группа идет вместе с ним: «Он нам поклялся, мы берем его на поруки». Я хоть и не поверил сначала, что человек изменился, но со временем увидел - он действительно стал другим, пошел в армию, стал Героем России. Если честно, такие перемены радуют меня больше, чем золотые медали».
Слабое поколение
Павла Петрова тревожит то, что дети с каждым годом становятся все слабее и слабее: чаще болеют, не могут выполнить простейшие физические упражнения. Даже после войны, когда многие недоедали, ребятишки были сильнее: тогда почти каждый второклассник мог подтянуться десяток раз, сейчас на такое способны единицы.
«Раньше дети гуляли по улице, бегали, играли, а сейчас сидят за компьютерами и телевизорами, - констатирует Павел Петров. - Раньше у детей четыре урока в день было. А сейчас по шесть плюс дополнительные занятия. Еще в шестидесятые годы ученые подсчитали, что для нормального развития ребенку необходимо минимум три часа физической активности в день, поэтому даже трех занятий в неделю мало».
Виноваты в этом одряхлении и родители, причем, уверен Павел Александрович, в отношении детей менталитет городских и сельских жителей отличается.
«В городе родители понимают, что ребенок должен чем-то заниматься, - говорит Петров. - Я когда приехал на Кубань, увидел: пенсионеры, хромые, больные, в огороде горбатятся, а дети ничего не делают. «Пусть у них хоть детство счастливое будет», - объяснили мне. В итоге ничего путного из них так и не выросло».
В Краснодаре, где тренер часто бывает на соревнованиях, ребята сами приходят, просят записаться - многоэтажек вокруг гребной базы много, дети в окно видят соревнования, тренировки.
Кто на смену?
Павел Петров вот уже давно работает в ужасающем для обычного человека графике: с семи до десяти утра первая тренировка, потом бумажная работа и починка лодок и весел, затем - с 14.00 до 20.00 - вечерние занятия. А ложится спать тренер не раньше двух часов ночи - 4 - 5 часов сна, по его словам, вполне хватает. И так шесть дней в неделю, потому что в воскресенье Павел Александрович проводит только утреннюю тренировку.
«Я бы с удовольствием отдыхал, ходил бы в горы, - говорит наставник. – В юношестве я всегда искал приключения, без снаряжения и припасов поднимался на четыре тысячи метров, но, когда стал тренером, понял: своей жизнью рисковать можно, а чужими - ни в коем случае. Сейчас каждый год мы ездим с ребятами в район Гузерипля. Горы, конечно, не те, да и не отдохнешь особо, следить надо за всеми, но все равно там забываешь про все проблемы, плохое самочувствие».
Павел Александрович признается, что с возрастом все чаще задумывается о смене.
«Одна из моих больших ошибок, то, что смену себе не подготовил. Считал, что всегда молодым и здоровым буду, но год назад первый звоночек прозвенел - микроинсульт. К сожалению, когда начинал работать, думал, что сам со всем справлюсь. Поэтому был слишком придирчив к потенциальным ученикам, которые могли бы стать тренерами. Только с возрастом понял, что идеальных людей не бывает».
Сейчас Павлу Петрову помогает тренировать сын Виктор, но работает уже не так, как отец.
«Он другой. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, он может сказать: «Вам не надо заниматься», - объясняет Петров-старший. - А я на свой страх и риск их беру. Вот девочка ко мне пришла, у нее даже в школе было освобождение от физкультуры. Мы с ней стали заниматься. Ей сейчас 14 лет, она не просто кандидат в мастера спорта, но и основная медальная надежда на спартакиаде учащихся».
И это не единичный случай - таких в практике Павла Александровича много: приходит, например, человек со сколиозом, а потом не просто избавляется от него, а еще и медали на чемпионатах мира завоевывает.