Любой спор за звание самого эмоционального тренера Евгений Трефилов выиграет за явным преимуществом. Семь лет назад король Треф привел сборную России к победе на Олимпийских играх, а сейчас помогает тренировать гандбольную «Кубань», занимая в ней должность почетного президента.
Об эмоциях в спорте, о том, что советовали врачи после операции на сердце, голубях и, конечно, гандболе, заслуженный тренер России рассказал kuban.aif.ru.
Зарядить на победу
Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Евгений Васильевич, вы на площадке – просто буря эмоций. А вообще может тренер меньше переживать?
Евгений Трефилов: Эмоции помогают зажечь команду – это тренер должен подготовить ее к матчу, подвести к нему. И какой бы талантливый тренер ни был, без эмоций тяжело настроить игроков. Для меня каждая игра – маленький бой. Когда тебя пытаются придушить – ответная реакция появляется.
- Про эмоции спросил потому, что четыре года назад вам сделали операцию на сердце – разве врачи не говорили, что теперь надо меньше нервничать?
- Там вообще как анекдот. Меня уложили уже, готовят к обследованию, по коридору идет Владимир Порханов (главврач НИИ-ККБ № 1. - прим. ред.). Поздоровались, я ему: «Владимир Алексеевич, мне на сбор надо съездить, можно я потом прооперируюсь?» Он посмотрел на меня и сказал: «Таких, как ты, «Скорая» не довозит». Вот тогда я и остался. А так бы на сбор поехал. Операцию делал мне Кирилл Барбухатти . Звоню сейчас доктору на день рождения, профессиональный праздник. «Кирилл Олегович, не бросай трубку, это твой внебрачный сын». Как жить без шутки! Про образ жизни доктора говорят только вес сбросить, иначе и суставы помененные полетят, и на сердце нагрузка. Про эмоции молчат, знают, что бесполезно.
Родом из детства
- От гандбола даже тренеру нужно отдыхать – вы голубями увлекаетесь, откуда пошло это?
- Часто прихожу домой после работы, сажусь в кресло и смотрю на голубей – они ходят, это успокаивает. А появилось это все в хрущевские времена. Голубями мы менялись. Через много лет, когда тренером в Тольятти приехал, удивился - там голубятни из толстого металла были сделаны. Замки, запоры – и все равно их газовым автогеном вскрывали порой.
Машиной еще увлекался. Отец, правда, за руль не давал сесть, пока колеса не разберу. Права получил, умудрился однажды куда-то не туда заехать – отец их порвал. Все, ходи пешком. Пришлось после института еще раз сдавать, снова получать.
- Суровый отец у вас был…
- Тогда жизнь такая была. И меня не баловали. Поэтому самое главное, чтобы у ребенка было меньше времени свободного – как только в таком возрасте оно появляется, обязательно в какую-нибудь историю можно вляпаться.
Часто прихожу домой после работы, сажусь в кресло и смотрю на голубей – они ходят, это успокаивает.
- Нынешних детей порой, напротив, от планшета или смартфона не оторвешь. Как к увлечению гаджетами относитесь?
- До абсурда иногда доходит – смотрю, женщина идет по улице и в телефон говорит: «Окей, гугл, скажи, где мой муж?» Поменялось все, и мы тоже - часто не сами мыслим теперь, умных людей из интернета слушаем. А таких там немало.
- Евгений Васильевич, вы с юношества играли в гандбол, потом тренировали – могла по-другому жизнь сложиться?
- Я вообще в детстве летчиком хотел стать, пока в аварию не попал. В военкомате еще шутили: «Как ты сядешь в самолет? Там кабина маленькая – не поместишься». Если же про гандбол, то, смотри, мне 17 лет. Спрашивают: «Куда пойдешь учиться?» Куда тренер сказал, туда и пошел – в краснодарский институт физкультуры. Потом распределение – тоже в Краснодаре остался. Как-то само все так складывалось. Судьба, наверное. И нормально, считаю, сложилось.
Что стоит возродить?
- И в конце снова к гандболу – скоро стартует чемпионат страны, что ждать болельщикам от «Кубани»?
- К сожалению, мы немного упустили несколько возрастов, игроки просто разошлись по другим местам. Недавно меня спрашивали, почему у нас есть 30-летние и 20-летние спортсменки, а промежуточных возрастов нет. А вы посчитайте, сколько в других командах краснодарских воспитанниц. Посмотрите, какой здесь иконостас - фото олимпийских чемпионов и чемпионов мира уже вешать некуда (разговор шел в краснодарской «Академии гандбола»). Ни одна школа в России такими результатами не может похвастать. И это мы хотим возродить.
- Евгений Васильевич, вы в гандболе больше полувека – можете сейчас сказать, что же в нем самое сложное?
- Если честно, я до сих пор до конца не понял, что самое сложное. У нас вид спорт достаточно простой. Ребенку перед гандболом я бы советовал набраться здоровья, на гимнастику пойти или плавание.
В советское время и тренеры в гандбол с других видов приходили – Владимир Максимов и Владимир Банников, например, из баскетбола. У них было уже какое-то основание, свои наработки. Из баскетбола привели в гандбол такие приемы, как заслон, двойка, вертушки. Они уже были готовы, только воплощались на новой площадке.