Север богаче юга. Это - закон. Кубань его опровергает. Тут всегда было сытнее, благополучнее. Скажут -почвы, климат, море. Но на Сицилии они еще лучше, а по сравнению с северными районами Италии - нищета. Чем же берем? Человеческим материалом, собранным за столетия из разных стран и цивилизаций. Каждый принес что-то свое.
Весьма малочисленные чехи, например, пиво, виноделие, цементное производство. Мы дополняли друг друга, конкурировали, смешивались, и как результат - редкая смекалка, сноровистость, трудолюбие.
Кровь или жизнь?
И еще помогала дружба. На Кубани никогда не было погромов, храмы самых разных религий мирно соседствовали. Общая религиозность отодвигала национальный вопрос даже не на второй план. И в исламе, и в христианстве нация твоя никого не интересует. А у иудеев ее нет совсем. Принял веру - и ты еврей. Перешел в другую религию - евреем быть перестал. А вклад казачества в решение национального вопроса вообще цены не имеет. Никаких национальных или расовых предрассудков. Принял казачье жизнеустройство -и ты свой, независимо от цвета кожи или разреза глаз.
Казаки женились по любви. Брали турчанок, калмычек - лишь бы по сердцу.
Весь мир восхищается американским плавильным котлом. Но такие котлы работали на Дону и в Сечи задолго до открытия Америки. Работал плавильный котел и на Кубани. Вот как писал об этом в 1859 году историк и этнограф Иван Попка: «…весь войсковой состав черноморского народонаселения носит одну физиономию, запечатлен одной народностью - малороссийской. Самые инородцы (черкесы и татары)… исчезая в массе господствующего населения, уже достаточно оказачились».
Но потом этот уклад был переплавлен, а точнее взорван. В 1926 году в Кубанском округе (тогда Кубань входила в Северо-Кавказский край) 54% населения значились украинцами. Заметим, это уже после расказачивания, мощной волны эмиграции и впрыска населения из исконно русских регионов.
В 2002 году, согласно переписи, на Кубани проживало 2,6% украинцев. Последняя перепись, данных которой пока нет, покажет еще меньшую цифру. Понятно, что доля наследников запорожцев стала не намного меньше, чем в 1926 году. Это видно и по самым популярным фамилиям и по кухне. Просто после войн, голода, расказачивания и русификации они перестали ощущать себя таковыми.
Кровь, гены для национального определения значат меньше, чем язык, культура, религия и быт. Этнический (по крови) украинец Янукович популярен в восточных, «русских» регионах Украины. А Тимошенко, у которой от этнической украинки только коса, да и та в виде парика, в националистических западных регионах. Естественной становится и самоидентификация. Человек сам определяет, какой он национальности; и кто вправе ему это запретить?
В последней переписи населения в России оказалась группа русских, которая не владеет русским языком.
Провокаторы
Казалось бы, вопрос должен уйти из повестки дня.
У всех граждан равные права, а в частной жизни развивай свои традиции, культуру, язык. Но проблему не перестают безответственно будоражить. Власти выгодно подменять ею реальные больные проблемы людей и уходить от ответственности.
Политическим авантюристам удобно под национальным флагом прорываться к власти. Поэтому и навязывается обществу дискуссия, замешанная на невежестве, предрассудках и страхах. В выборную пору она особенно обостряется, и никто не думает о том, что аргументами в ней могут стать людские жизни, как при развале СССР или в Югославии.
Началась борьба с понятием «россиянин». Его ставят в один ряд с шоковой терапией и другими новациями девяностых. Но тот режим свою высшую меру заработал и без того, чтобы приписывать ему чужие достижения. Слово появилось задолго до него. Стих великого поэта Мусы Джалиля: «Не русский я, но россиянин» - учили все советские школьники. Но нынешние нацидеологи, видно, были двоечниками. Из жизни слово родилось. И чем оно плохое? Почему британец, американец нормально, а россиянин нет. И как иначе называть граждан многонациональной страны?
Коммунисты в предвыборном раже предложили вернуть в паспорта графу «национальность». Зачем? Человек сам про себя все знает. Записи в паспорт делаются в интересах государства. Каких? У нас что, не все нации равны или есть нации, состоящие из врагов государства? Почему не делать запись «гей», «коммунист» или «маньяк»? Попробуй кто предложить такое - начнется вселенский скандал. А тут никто не возмущается, хотя речь идет все о той же насильственной большевистской русификации.
И плевать инициаторам на человеческие трагедии.
У мальчика папа адыг, а мама русская. Ему очень повезло. Он впитал в себя традиции двух великих народов, в совершенстве владеет языками. И вот в 14 лет ему предлагают решать, какую же национальность указать. Длячего?
Для того, чтобы какое-нибудь чиновное быдло, вертя паспорт, говорило ему: «Значит, из русских будешь, Мурат Кадэ...»
Самое подлое, что в нацдвижения и марши втягивают молодежь. Спекулируют на святых чувствах: «Вы же русские, ребята. Русские!»
И некому объяснить пацанам, что русским мало родиться. Это в любом случае заслуга не твоя, а родителей. И с флагом ходить недостаточно, и «зиги кидать». Когда делами своими будешь достоин тех, то в лаптях и рваных рубахах прошли до Калифорнии и передали тебе шестую часть Земли и 40% ее природных богатств, сможешь называться одним с ними словом.
Но власти объяснять некогда из-за сильной занятости личным обогащением. А обучившимся в американских университетах тоже объяснять не резон. Им нужно пушечное мясо, которое с криком «За русских!» можно повести куда угодно.
Мы - кубанцы!
Думается, у нас есть мощное противоядие от этой заразы: исторический опыт Кубани. Он до конца не изучен и не осмыслен. Не первое столетие ученые спорят о том, кто мы.
Были ли черноморские казаки украинцами или веткой русских, был ли их язык украинским или наречием? Что уж говорить про обычных людей. Вот черноморский казак балакает, а в одном строю с ним линеец говорит по-русски, а одеты как черкесы. Не оттого ли наравне со словом «казаки» задолго до революции появилось и «кубанцы».Кубанскими назывались дивизии в русской армии, и они всегда были ее элитой. Не было лучше хлебопашцев и ремесленников.
Не превратили это слово в пустой звук и ураганы времени. Ощущение общности осталось. Довелось обсуждать соотношение русского и кубанского с историком и на тот момент казачьим батькой Владимиром Громовым. Он спросил: «А чьи песни тебя за душу больше берут - из средней полосы или казачьи?»
И ведь верно, от кубанского гимна мороз по коже и чувство единения с залом.
Хорошо, что со школы учат у нас кубановедению. На вопрос о твоем роде-племени не стыдно ответить: «Я - кубанец». И это вовсе не мешает тебе быть казаком, русским или представителем другой нации. Просто быть кубанцем - значит быть лучшим.
А лучшие никому не завидуют и национальных предрассудков не имеют.
Автор благодарит этнофилолога Владимира Пукиша за помощь в подготовке этого материала.