aif.ru counter
148

Клоун без «понтов». Почему умирает наш цирк...

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. «АиФ - Юг» 18/04/2012

Иван Степанов, житель Адлера, отлично знает, как подарить радость людям. Вот уже более полувека на представления веселого клоуна Степы собираются люди со всего черноморского побережья.

Друг Юрия Никулина и Олега Попова, он воспитал множество звезд цирковой эстрады. Его ученики сейчас успешно выступают за рубежом. Но сам Иван Иванович считает, что искусство дарить радость людям в России постепенно умирает. 

Почему наши клоуны уезжают за границу? Кому нужны спецэффекты в произведениях великих классиков? Почему Гитлер стал диктатором? Об этом и многом другом наш разговор с почетным жителем Краснодарского края и самым любимым клоуном как минимум двух поколений местного населения. 

Спектакли смотреть стало некогда

- Как простой деревенский мальчишка стал признанным клоуном и артистом?

- Я думаю, что во всем «виноваты» гены. Моя мама прекрасно пела, она была желанным гостем на всех праздниках. Знала множество песен наизусть. Я до сих пор не могу сдержать слез, когда слышу знаменитую песню, так часто звучавшую в ее исполнении, «Ты, Кубань, ты наша Родина».

Кубанский хор под руководством Захарченко тоже ее исполняет. Но у них уже не чувствуется той пронзительности, щемящего чувства любви к родной земле.

Мой дед тоже был с творческой жилкой, руководил духовым оркестром в Анапе. Его оркестр играл на встрече царской семьи, когда она приезжала в прошлом веке в Екатеринодар. Моя мама присутствовала при этом. Царь Николай II почему-то выделил ее из толпы и подарил ей книгу о династии Романовых в золоченом переплете.

К сожалению, эту книгу маме пришлось продать в годы голода на Кубани, чтобы спасти моих братьев. 

- Когда вы поняли, что цирк «спасет мир»?

- Думаю, что не цирк спасет мир, а смех и доброта. Я считаю, что человек приходит в наш мир не для насилия, а для того чтобы нести радость другим людям. К сожалению, с окружением ли, воспитанием, но, взрослея, некоторые из нас утрачивают этот свет в душе. Деньги, карьера сейчас на первом месте.

Раньше наши спектакли могли длиться по три часа, но постепенно они становятся все короче и короче. Почему? Да просто наши занятые зарабатыванием денег люди уже не могут уделить много времени познанию прекрасного.

Сейчас уже через полчаса разговора даже друзья начинают посматривать на часы. Им нужно бежать, работать, строить карьеру. 

У меня есть очень обеспеченные друзья, они скупают недвижимость, чтобы она приносила еще большую прибыль. Они уже даже не знают, куда деньги тратить. «Вот проблема!» - скажете вы. А я скажу, что это беда.

Своими представлениями я пытаюсь отвлечь детей и их родителей от мыслей о наживе, «понтах». Клоуны нужны, чтобы нести смех и радость в мир. Но, к сожалению, постепенно это искусство в России умирает.

- Почему?

- А вы не обращали внимания, что на цирковых афишах очень редко пишут фамилии или сценические псевдонимы клоунов? Куда подевался наш незабвенный Карандаш? 

Знаменитый Олег Попов уехал в Германию, где сейчас прекрасно живет. Королева Бельгии приглашает его на свой день рождения - вот так там ценят клоунское искусство. А наш цирк тем временем превращается в зоопарк, где мучают зверей. А ведь животных можно дрессировать только с помощью ласки и понимания.

К примеру, знаменитый дрессировщик Дуров никогда не обижал животных. Он понимал их психологию. Видите, на зеркале висит фотография моего воспитанника - клоуна Грачика с тигром? Вы думаете, он занимался с ним дрессурой? Ничего подобного! Но при этом он до сих пор не пострадал ни от одного хищника.

Вот что это такое? Я считаю, доброта и особая чистота души.   

Такого Гитлера могло и не быть

- Однако вы не только выступаете в рыжем парике, но и играете в спектаклях, снимаетесь в кино… И не всегда в положительных ролях. А как же светлый образ?

- Ну в кино мне почему-то предлагают играть каких-то маргиналов. К примеру, в сериале «Улицы разбитых фонарей» я сыграл роль фотографа, делающего компрометирующие снимки отдыхающих для шантажа.

Мне такие роли не нравятся. Да и фильмы такого жанра я не приемлю. В театре тоже приходится играть отрицательных героев, но там другое. 

Моего Гитлера до сих пор не может забыть директор Сочинского концертного зала «Фестивальный». Понимаете, для всех Гитлер - злодей всех времен и народов. И он действительно натворил много плохого. Но когда я готовился к роли, много прочитал про эту личность. И понял, что такого Гитлера, какого мы знаем, могло и не быть.

Он страдал болезнью Паркинсона. При этом  был просто одержим желанием стать художником. Я видел его наброски. Очень талантливо. Но болезнь не дала развиться его дару, и вся его энергия, мука нереализованного желания обратилась внутрь него, искажая его личность.

Когда играл Гитлера, я играл патологию. Для меня важно показать, что человек изначально хорош. Он как цветок. Но нуждается в хорошем окружении. Посади цветок в фекалии, и что будет?

- Вы более полувека играете клоунов, хотя у вас нет соответствующего образования. Да и своих ребят вы не «насилуете» учебным процессом. Почему?

- Знаете, мне очень близко выражение Белинского: «Лучшее образование - это самообразование». Нужно дать ребенку возможность раскрыть свои собственные таланты, а не делать из него клона тренера дяди Васи.

Я с 1967-го по 2002 год руководил цирковой студией в Адлере. И моей главной задачей было, чтобы ребенок понял, что нужно жить без подлости в душе, тогда и в жизни все удастся.

Как-то ко мне в студию приезжал Юрий Никулин, с которым я познакомился на съемках фильма «Бриллиантовая рука». Он понаблюдал за нашими занятиями и сказал: «Молодец! Ты ничему их не учишь». Со стороны, может, это странно прозвучит, но человек должен напитываться от жизни, от встреч с одаренными, хорошими людьми.

Мне повезло: в моей жизни было очень много прекрасных людей. Помните, как когда-то сказала великая Раневская: «Я такая старая, что еще помню порядочных людей». Так и у меня. 

- Театры все еще существуют, а вот дома культуры постепенно уничтожаются. Нам больше не нужны такие учреждения? 

- Когда-то в одном только Адлере было больше 10 ДК. А сейчас остался только наш клуб. Раньше артисты постоянно ездили в составе агитбригад в села и хутора. 

К таким поездкам готовились очень тщательно. Продумывалась концепция, идеология. Конечно, многим кажется, что это пережиток прошлого. Но разве лучше нынешняя концепция «пипл все схавает»?

А ведь с таким убеждением живут и творят многие современные режиссеры. Возьмите Пушкина, «Моцарт и Сальери». Гениальная, глубочайшая вещь в своем первоисточнике. Но появляется режиссер, накачивает великую вещь спец­эффектами на потребу публике. И все - «кушать подано».

Вот за такие вещи мне просто обидно и стыдно. Ощущение, что люди боятся погружаться в глубину прекрасных произведений, ведь тогда им придется заглянуть и внутрь своей души. Но всем ли понравится то, что они там увидят?

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

Как вы заботитесь о своём здоровье во время пандемии?

Ответить Все опросы

Топ 3 читаемых

Самое интересное в регионах