Примерное время чтения: 7 минут
1173

Аристарх Ливанов. Сыграть не характер, не человека, а судьбу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. «АиФ - Юг» 13/06/2012

Страстный Григорий Мелехов, коварный Серж Алексеев, жесткий генерал Толмачев… Он наигрывал на гитаре какую-то только одному ему известную мелодию…

- Аристарх Евгеньевич, почему вы не общаетесь с прессой?

- Я объясню, почему. К примеру, в апреле 2010 года я с гастролями побывал в 25 городах России - от Адлера до Комсомольска-на-Амуре. И в каждом городе журналисты начинали задавать мне одни и те же вопросы.

Я им говорю: спрашивайте о том, что вас действительно интересует, задавайте те вопросы, которые не дадут вам спать, будут мучить вас. А 50 раз отвечать на общепринятые вопросы - это не окрыляет…

- Что ж, попробую не повториться! Насколько трудным был для молодого актера путь от комсомольца Кости Белоусова до Григория Мелехова? 

- К Мелехову, конечно, надо было подойти… Все началось в 1968 г., когда, учась на 4 курсе ЛГИТМиКа, снялся в главной роли в своем первом фильме «Эти невинные забавы».

Свою карьеру я начал в Волгоградском ТЮЗе. Помню, новый театр как раз открывался спектаклем «Город на заре» по Арбузову, о том, какой подвиг совершили комсомольцы в 1933 году, и я играл в нем роль Кости Белоусова - комсомольского вожака, морячка.

После службы в армии я работал в Рязанском ТЮЗе, где просто «бросил» себя на дно экспериментов! Взять моих персонажей: после комсомольца Кости я играл и Дзержинского, и кардинала Ришелье, и так сложился пасьянс, что я играю все эти «железные» роли и до сегодняшнего дня.

Мне по­счастливилось сыграть еще и Алешу Карамазова - главного героя «Бесов» Достоевского. Вот эти две линии - жесткая и нежная - как раз и слились в Григории Мелехове, которого я сыграл в «Тихом Доне» в Ростове-на-Дону.

Он у меня был и неистовый, и жесткий, и нежный, и пламенный, и ранимый… Именно Мелехов дал мне право на роли белогвардейцев…

- …или же белых офицеров, генералов, разведчиков?

- Понимаете, к любой данной тематической роли надо подходить, исходя из того временного исторического пространства, которое она представляет.

Григорий Мелехов - это первая мировая, это гражданская война, это то, чем переболела Россия, отголоски исторических катаклизмов отражались в большей степени в таких героях, в такой душе, какой обладал Григорий Мелехов.

Открытый, не умеющий лгать самому себе, умеющий аккумулировать все проблемы, которые чувствовал сердцем, и пытавшийся находить и ответы на вопросы, и путь.

Надо сыграть не человека, не характер, а судьбу - тогда сыграешь и человека, и характер.

Если говорить: давайте сыграем сюжет, а за этим сюжетом нет шлейфа истории, времени, и никакой срез национальной трагедии не просвечивается, то тогда этот сюжет просто сюжетом и останется…

- Скажите, пожалуйста, а булгаковский Воланд - это ваш персонаж? Хотели бы вы его сыграть? 

- Не знаю… Наша профессия жестока, потому что она зависима от роли режиссера, от времени, от пасьянса, как все это сложится… От одного лишь моего желания мало что зависит…

- Вы сыграли немало исторических персонажей, героев своего времени, а есть ли герои в нашей современной России?

- Хороший вопрос (улыбается)… К моему великому сожалению, таких героев нет … 

- Часто ли вам приходилось играть на съемочной площадке с братом - актером Игорем Ливановым?

- В кино только один раз во время съемок фильма «Тридцатого - уничтожить!». На западе это бы обязательно обыграли: и наше сходство, и наше различие, одного бы брата сделали негодяем, другого - положительным героем, и публика бы с восторгом это восприняла.

Здесь, в России, об этом никто и не задумывается. Почему? Это непонятно ни Игорю, ни мне, ни режиссуре, ни сценаристам. Но предлагать себя кому-то мы никогда не будем. 

- Кто они, ваши зрители? 

- Это совершенно разные люди! Помню, после одного из спектаклей за кулисы ворвался человек, который недавно освободился из мест заключения. Он даже не представлял, что театр может производить столь сильное впечатление.

И вот это чувство заставило его найти актеров за кулисами, обнимать нас, представьте, что в лексиконе его не было ни одного нормального слова, но в каком он был восторге!

Несколько раз были мы в Крымске со спектаклем «Шашни старого козла». В первом ряду сидела очень богатая женщина, у которой по Краснодарскому краю сеть магазинов.

Как мне потом рассказали, она заявила: «Я хочу продать все свои магазины и с Аристархом Ливановым ездить по всей России! Как он заставил меня так переживать?! Я поняла, что мы во многом с ним похожи!»

Могу вспомнить и одну из своих славных ролей - князя Мышкина в театре Российской армии, которая разделила жизнь моих поклонников и поклонниц на 2 половины. Когда они посмотрели спектакль, у них началась другая жизнь.

- В чем это выразилось?

- В другом отношении, в другом понимании, в других ценностях, которые они пересмотрели в себе. Они поняли: то, что было интересно им до спектакля, перестало для них существовать. И они в себе нашли другой мир, который был открыт князем Мышкиным. 

И эти люди (а я играл князя Мышкина 150 раз), несмотря на то, что было невозможно попасть на спектакль, достать билеты, смотрели его по 50 раз. 

Знаете, что для меня самое дорогое? Это когда ты, как гладиатор, выходишь на сцену, а перед тобой огромная толпа, и ты должен всех победить, по­ставить на колени и благодарить бога за то, что ты это вкусил... 

Я понимаю, что говорю большие слова, но, поверьте, это так. Такое бывает не каждый день, но когда ты этому посвятил всю жизнь, то это происходит…

- Первый ли вы раз в Геленджике?

- Нет, первый раз в этом городе я был ровно 50 лет назад (мне было тогда лет 13), на гастролях киевского пионерского театра кукол им. Сергея Образцова.

Мы за 2 месяца проехали все побережье - Кабардинку, Геленджик, Туапсе - и закончили свое турне в Сухуме. Мне есть что вспомнить, и я радуюсь, что город моего детства хорошеет с каждым днем.

Справка

Аристарх Евгеньевич Ливанов

Родился 17 марта 1947 года в Киеве.

В 1969 г. окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК).

Народный артист РСФСР (1989). Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1976 г., за театральную работу).

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах