В знаменитой комедии Евгений Евстигнеев сказал: «Когда-нибудь любительский театр вытеснит профессиональный».
Народный драматический театр им. Амербекяна в Новороссийске на подобную конкуренцию не замахивается, однако вот уже много лет его коллектив оценивают наравне с корифеями искусства.
В чем секрет успеха любительских театров? Почему сегодня театр превращают в шоу? Об этом и многом другом рассказал заслуженный работник культуры Кубани, главный режиссер театра Евгений Кушпель.
Фанатики от искусства
АиФ-Юг: - Секрет успеха театра во многом зависит от личности режиссера. Насколько я знаю, ваш путь на театральные подмостки был довольно извилистым…
Е.К.: - Изначально я окончил Астраханский институт рыбной промышленности и хозяйства. Однако еще на втором курсе меня затянуло в студенческий любительский театр. Я с головой погрузился в творчество. Мы ставили спектакли, капустники, проводили концерты.
По окончании вуза мне предложили остаться и стать директором студенческого клуба. Конечно же, я согласился. В то время у меня уже была семья, зарплаты не хватало.
И я ушел в море. Стал помощником капитана. Но искусство не отпускало. Поэтому каждое начало рейса ознаменовывалось общим собранием, на котором выявлялись таланты наших моряков. Сколачивалась группа, и за полгода плавания мы давали по два-три театрализованных концерта.
А между рейсами я бегал в наш любительский театр, был помощником режиссера. Со временем остался только театр.
АиФ-Юг: - Ваш любительский театр в последнее время ставят на одну доску с профессионалами. В чем секрет успеха?
- Сейчас мы переживаем второе рождение. Выступаем не только в родном Новороссийске, но и в Москве. А надо признаться, угодить столичной публике очень непросто. Сами понимаете, когда у тебя есть возможность регулярно любоваться игрой знаменитых актеров, труппа из провинции может и не произвести должного впечатления.
В 2010-м году на День Победы в Москве наш коллектив оказался единственным любительским театром. Мы представили постановку «Прощай, конферансье». Честно говоря, такого успеха не ожидали.
АиФ-Юг: - А как вы работаете? Ведь в вашем театре очень мало профессиональных актеров…
Е.К.: - Зато талантов много. К нам приходят настоящие фанатики искусства. Ведь после напряженного рабочего дня еще и выдержать двухчасовую репетицию не каждый способен. Это может только тот, кто по-настоящему отдается творчеству, живет им.
Сегодня, когда все жалуются на упадок культуры, люди все равно тянутся к искусству. Хотя в 90-е, в эпоху перестройки, у нас оставалось в театре всего несколько человек. Но в то время стоял вопрос выживания. Сейчас труппа уже большая, и постоянно появляются желающие попробовать себя на сцене.
Кто только к нам не приходит: и продавцы, и менеджеры, и предприниматели. Конечно, это особого сорта люди. Для них важны не только деньги или карьера, но и возможность самовыражения. Это некий творческий зуд. Если ему не дать выхода, человек просто сгорит. Такие люди были всегда.
Вирус культуры
АиФ-Юг: - В последнее время некоторые театральные постановки напоминают шоу со спецэффектами, красочными декорациями. Не потеряется ли за картинкой та главная цель, которая должна быть у театра, - воспитание духовного начала?
Е.К.: - Особенно увлекаются постановкой шоу столичные театры. Красиво, даже роскошно. Но души-то нет. А театр должен учить добру. Тем более что к нам приходят совсем юные зрители, для которых еще многое в жизни неоднозначно. На них еще можно повлиять.
У нас как-то был спектакль «Последний срок». В постановке дети приезжают к умирающей матери, чтобы проводить ее в последний путь. Но она все не умирает. Они начинают при живой женщине делить наследство. Потом им надоедает ждать, и они уезжают.
А она сразу после этого умирает.
И тогда наступает прозрение. Это был очень тяжелый спектакль, но выхлоп получился интересный. Многие молодые люди, выйдя из театра, тут же звонили своим родителям, близким. Да, это тяжело, может, неприятно. Но если такие вещи учат нас пониманию, терпению и доброте, значит, именно они нам и нужны.
АиФ-Юг: - В фильме «Берегись автомобиля!» Евгений Евстигнеев говорил о том, что любительские театры когда-нибудь вытеснят профессиональные. А вы как считаете?
Е.К.: - Я так не думаю. Хотя любителям выживать проще. Профессиональным театрам без поддержки государства не обойтись. Нужно заплатить художникам, столярам, мастерам за роскошные декорации, костюмы и прочее. Все это стоит дорого. А у нас неохотно раскошеливаются на культуру.
К сожалению, пренебрежительное отношение к искусству у власти культивируется уже много лет. При таком раскладе трудно добиться поддержки от государства.
В любительском театре и актер, и столяр, и художник в одном лице. Мы все делаем сами. Поэтому затраты на постановки несоизмеримо меньше.
АиФ-Юг: - Хорошо тем, кто в городе: есть куда сходить, что посмотреть. А что делать станичникам, селянам? Не оттого ли у нас все бегут в город, что в родной деревне заняться нечем?
Е.К.: - Глубинка у нас просто задыхается без культурных учреждений. Людям нужна самодеятельность, они хотят выражать себя везде: в музыке, танцах, театре. Но как это сделаешь, если на всю округу всего один полуразвалившийся ДК.
По возрождению культуры в селе должна быть государственная программа. Иначе мы просто потеряем этих людей. Но пока у нас активно развивается только спортивное направление. Ничего не имею против спорта, но культура должна быть.
В Советском Союзе это понимали. Поэтому по деревням и селам постоянно ездили агитбригады, выступали коллективы - самодеятельные и профессиональные.
Сейчас мало кого загонишь выступать в глубинку: денег-то больших там не соберешь, а государственной отмашки, как раньше, уже нет.