Краснодарский край, 12 марта – АиФ-Юг. Исследуя коллекции иностранных изданий в фондах научной библиотеки Кубанского госуниверситета, библиотекари нашли книгу, принадлежавшую последнему российскому императору Николаю II. Любопытно, что она поступила в библиотеку КубГУ в 1947 году с партией литературы из госфонда, и в советское время ее оценили всего в 15 рублей.
Во Франции бы позавидовали
Издание конца девятнадцатого века «L'exposition de Paris» («Выставки Парижа»), из личной библиотеки Николая II, сегодня находится в отделе редких книг Кубанского госуниверситета.
Во время Великой Отечественной войны большая часть фонда библиотека Кубанского госуниверстита сгорела. Ее восстановление началось уже в поствоенное время. И в 1947 году из государственного фонда в библиотеку поступила книга «L'exposition de Paris», 1889 года издания.
– Видимо, не заметили тогда экслибриса на ее форзаце, – говорит директор библиотеки Галина Соловьева, – поэтому-то и оценили всего в 15 рублей. Мне трудно говорить о ее материальной ценности в настоящее время, ведь для нас, библиотекарей, она, прежде всего, представляет ценность историческую, духовную.
– Этот вензелевый экслибрис – наклейка работы Арминия Евгеньевича Фелькерзама с изображением императорской короны и монограммы «Н. А.». Он был автором более пятидесяти экслибрисов для представителей дома Романовых, – добавляет заведующая отделом редких книг Марина Воронина и аккуратно и бережно перелистывает страницу за страницей (работает Марина с редкими изданиями только в перчатках).
Удивительно, говорит она, что эту книгу брали всего один раз:
– По формуляру мы узнали, что первый и последний читатель держал в руках «L'exposition de Paris» в 1979 году. И только в феврале уже 2013 года мы обнаружили в этой книге экслибрис Николая II. Вот радость была, ведь это издание было в руках самого императора!
В личной библиотеке Николая Александровича насчитывалось более 15 тысяч экземпляров книг. В семье Романовых всегда устраивали вечерние чтения. Любили книги и Николай II, и его супруга, и их дети.
Возвращаемся к уникальной находке. Это объединенный двухтомный комплект из 37 номеров французского журнала «L'exposition de Paris». Они посвящены подготовке и проведению всемирной промышленной выставки, организованной в честь столетнего юбилея Французской Революции.
– Во Франции бы позавидовали такой находке! – улыбается Галина Марине.
– Возможно, у них тоже есть такой экземпляр, – отвечает Марина.
Загадка книги
Это кажется невероятным, но до сих пор есть книги, которые хранят в себе достаточное количество тайн и загадок. По словам Марины Ворониной, это особый мир, заглянуть в него можно, исследуя и читая книжные знаки. Марина заведует отделом редких книг только пятый год, но может рассказать очень много интересного о судьбе не только самих книг, но и их прежних владельцев.
– Книга «L'exposition de Paris» прекрасно сохранилась. Восхищает роскошный переплет времени издания с золотым тиснением. Главное достоинство – многочисленные иллюстрации с репродукциями объектов искусства того времени, машин, рисунков и гравюр, – рассказывает Марина.
Продолжаем перелистывать книгу. Вот грандиозная по своему размаху картина строительства Дворца машин, улицы Каира, Эйфелевой Башни, галереи Дворца промышленности. Восхищают мастерски исполненные гравированные портреты представителей мировой интеллектуальной элиты: Гюстава Эйфеля, Томаса Эдисона, Виктора Гюго, Сары Бернар.
– Кстати, владельческий экслибрис Николая II – это не единственный сюрприз представляемого издания. Выше, – показывает Марина на форзац книги, – расположен шрифтовой экслибрис библиотеки князя Алексея Борисовича Лобанова-Ростовского, министра иностранных дел, историка и дипломата. С юности он увлекался изучением отечественной истории и сумел собрать значительную коллекцию книг, писем, мемуаров и монет. После его смерти Николай II выкупил у наследников Лобанова большую часть этого книжного собрания, приблизительно 8 тысяч томов. Среди приобретенных книг была и та, о которой мы сейчас говорим. Предположительно, издание было куплено первым владельцем в знаменитом книжном магазине на улице Дю Круассан в Париже.
Теперь этот раритет будет храниться здесь, в отделе редких книг библиотеки Кубанского государственного университета. Ему предстоит долгая жизнь. Ведь, если верить словам шотландского писателя Сэмюэла Смайлса, «…книги обладают способностью бессмертия, они самые долговечные плоды человеческой деятельности…»
Печатная книга не умрет
В фонде отдела редких книг Кубанского госуниверситета более 10 тысяч экземпляров – от совершенно уникальных антикварных изданий прошлых веков до редких современных изданий и так называемых миниатюрных книжек-малюток. Они приобретались в букинистических магазинах, у антикваров, специально печатались по заказу библиотеки.
– «Костюмы народов Кавказа» в России всего 25 экземпляров. Мы ее приобрели с сертификатом под номером 13, – рассказывает директор библиотеки Галина Соловьева. – В прошлом году часть книг нашего фонда вошла в Общероссийский Свод Книжных Памятников. И это не просто гордость нашего университета или города, я считаю, что это гордость России.
В отдел редких книг обязательно приводят на экскурсию студентов-первокурсников. Здесь они соприкасаются с многовековой историей, ведут диалог с книгой, рассматривают ветхие страницы, вдыхают аромат, представляя, как выглядели печатники, о чем они думали.
– Отсюда они выходят совершенно иными, притихшими, задумчивыми, понимая, что как бы стремительно не продвигались вперед интернет-технологии, печатная книга не умрет никогда…