152

Вести из прошлого: краснодарцы напечатали газету в стиле XIX века

Алина Менькова/АиФ

Краснодар, 11 апреля – АиФ-Юг. Филологи Кубанского госуниверситета создали удивительную «газету». Они опубликовали городские новости за прошлый год, семантически и синтаксически стилизованные под XIX век. По мнению создателей, витиеватые словесные конструкции заставили людей осмысливать напечатанное лучше.

Привычное непривычным

– Хочу сразу сказать, что некоторыми изданиями распространяется неточная информация об этом проекте, – говорит мне редактор арт-проекта Владимир Плотников, присаживаясь на скамейку в городском парке. - Во-первых, наша газета не конкурент для других СМИ, это художественное произведение, выполненное в форме газеты. Информация здесь, несмотря на достоверность, не несет новостного смысла. Тем, кто действительно читал тексты, становится ясно, что это события прошлого года, изложенные в стилистике XIX века. Во-вторых, это не проект КубГУ, как пишут некоторые журналисты. Несмотря на то, что несколько участников нашей арт-группы, как и я сам, действительно там работаем. Создание газеты – самостоятельная культурная акция, сравнимая с изданием книги или выставкой картин.

Владимир Плотников создал первый номер «Екатеринодарских ведомостей» в паре с еще одним преподавателем вуза Владимиром Трояном. В проекте им помогли критик, иконописец и доцент факультета Архитектуры и дизайна КубГУ Алексей Филиппов и корректор Евгения Носенко.

– В XIX веке была газета под названием: «Екатеринодарские войсковые ведомости». Мы не стали использовать уже существующий бренд и назвали просто «Екатеринодарские ведомости». Получилось свободное название, - Владимир признается, что он с коллегами вынашивал идею создания такой газеты больше восьми лет. – Ключевая мысль – дать возможность городу увидеть себя же в зеркале столетий. Конечно, авторство идеи – вопрос спорный, ведь по сути, писать в стилистике XIX века придумали еще в XIX веке.

Газета создавалась просто – не было ни кабинетов, ни редакций. За чашкой кофе и ноутбуком, в кафе и просто в домашней обстановке филологи обсуждали ее рубрики и содержание.

На создание только одного номера ушло четыре месяца. Тираж - 999 экземпляров. Один из важнейших принципов – отказ от политики. Только события и факты, имеющие культурное значение в жизни города и показывающие его облик.

Когда создатели впервые увидела отпечатанную газету, очень обрадовались.

– Это радость воплощения,– говорит Владимир, – Это момент, когда идея становится артефактом и начинает существовать вне тебя.

 

– В художественном смысле, конечно, хотелось бы, чтобы бумага была желтой, но это обошлось бы дороже. Использовали самую простую, какую смогла предоставить типография. Есть надежда, что пожелтеть она сможет самостоятельно, – улыбается редактор газеты.

– Из чего состоит город? Из истории, архитектуры, людей. Я бы сказал, что и мы, создатели проекта – в какой-то степени, случайные люди. Мы люди, живущие в городе, объединенные отношением к городу, и говорящие о городе, только в художественной форме, – объясняет Владимир. – Я рад, что мы предоставили читателям уникальную возможность посмотреть, как новости, которые они видят изо дня в день в газетах, могут выглядеть и звучать иначе.

В почтовом ящике весточка из прошлого

Когда готовые экземпляры газет оказались у создателей в руках, они раздали их людям.

– Мы не выбирали, кому их отдать. К сожалению, материальная ограниченность не позволила накрыть весь город.

В случайном порядке, в различных районах города люди нашли в своих почтовых ящиках весточку из прошлого века.



Понятно, что не каждый станет читать текст досконально. Витиеватые фразы, выстроенные непривычным образом, специфический шрифт и отсутствие броских изображений могут заставить читателя отложить газету. Современному человеку ближе лента новостей, динамика и мультимедийные технологии. Он хочет получать информацию, не напрягаясь.

– Смею предположить, что кто-то положил в нашу газету рыбу или завернул семечки, – смеется Владимир. – Некоторые, кто все же прочитал газету, хвалили только внешнюю ее форму, думаю, даже не вникая в суть. А ведь это, всего лишь газета в четыре полосы. Только представьте, если бы в качестве формы воплощения мы бы выбрали не газету, а брошюру или книгу? Никто бы точно не стал читать.

Владимир уверен, что тексты, написанные привычным языком, не всегда «цепляют» наше сознание.

– Здесь же возникает сложность при чтении, которая есть на уровне синтаксиса, на уровне шрифта. Она заставляет задуматься, а почему написано именно так, - объясняет он.

Вероятно, не каждый читатель смог оценить по достоинству такое издание, но факт есть факт – «Екатеринодарские ведомости» получили много положительных откликов.

Нашлось место и рекламе

Формат газеты стандартный – A3, состоит она из четырех полос. Облик издания в точности повторяет газету «Кубанские областные ведомости», которая занимала лидирующие позиции среди других отечественных газет XIX века.

– Здесь мы опубликовали 16 текстов, номер вышел сразу за три месяца. Вот видите, январь-март 2012 года, – показывает Владимир в правый верхний угол страницы, – теоретически, газета должна была выпускаться раз в неделю, или хотя бы раз в месяц. Но тогда бы это было работой. А у нас это хобби.

Все представленные 16 текстов были взяты из официальной новостной колонки администрации Краснодара. Таблицы на второй полосе газеты – из данных госкомстата.

– Это реально существующие цифры на 2012 год, - объясняет Владимир. - В одном из текстов мы говорим о пробках и благоустройстве города. Современное число автомобилей, действительно превышает возможности наших дорог. Могли ли об этом подумать полтора века назад? Время идет, но некоторые реалии остаются актуальными и по сей день – заседание полицейского управления, проблема воспитания детей и благоустройства ветхого жилья. Есть статья о том, «без чего искусство может и не состояться», где читатель может увидеть современные райдер-листы в авторской стилизации. Своего рода райдеры, кстати, составлялись и в то время. Просто их называли иначе, как требования тех, кого любит публика – артистов, поэтов, музыкантов.

Как и во всех газетах, здесь есть и реклама на последней полосе.



– Это реклама не коммерческая. Здесь говорится о действующих проектах людей культуры. Упомянутая книга доцента кафедры философии, филолога и профессионального переводчика Андрея Тащиана вышла несколько лет назад. Сами по себе, подобные события, не только имеют значение на уровне страны, но и заявляют о городе. Реклама серии романов «Люди города» солиста краснодарской реп-группы «Триада» Владимира Афанасьева, его первый проект, где он пробует себя в эпистолярном жанре. Александр Сериков создает автомобили. Его авторству принадлежит точная копия личной машины Императора Николая II, и он даже подумывает продать ее в Голливуд.

У нашего города короткая история

 У каждого города своя история, в чем-то разная, а в чем-то очень похожая. У нашего она короткая – немногим более двух веков. Но много перемен произошло со времен его основания. В 1807 году население Краснодара составляло меньше двух тысяч человек, в начале 60-х девятнадцатого столетия – уже тринадцать с половиной тысяч.

– Это, конечно, больше, – говорит Владимир, – но если представить, то это всего несколько многоэтажек. Сейчас наш город почти миллионник. Но мы жалуемся на то, что у нас не всегда чистые дороги. А раньше, когда в городе было несколько вымощенных улиц, остальное – грунт, весной после дождя и снега в колеях увязали целые экипажи с лошадьми. Город частично стоит на Карасунах, часть современного города раньше была болотом. Сейчас ты выходишь в город и такое ощущение, что ничего такого никогда и не было. Это я о том, что все течет, все меняется.

Такая газета, как визит из прошлого, лишний раз напоминает о настоящем. О настоящем, которое всегда здесь и сейчас, оно не проходит.

– Именно для этого и создаются газеты. А, читая такую газету, можно соприкоснуться с прошлым, почувствовать себя героем того настоящего. 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 3 читаемых

Самое интересное в регионах