В Краснодарском молодежном театре, помимо спектаклей основного репертуара, артисты работают над постановкой по роману Достоевского «Вечный муж». Репетиции и работа над новым спектаклем начались в сентябре под руководством народной артистки России Ларисы Малеванной.
Примечательно, что театральный сезон открылся прошлогодней работой режиссера - «Куколка», об успехе которой говорит тот факт, что до конца ноября все билеты давно раскуплены. Мы встретились с известной актрисой, режиссером и педагогом.
О Краснодаре
- Лариса Ивановна, вы родились на юге и после окончания школы учились в Краснодаре. В процессе постановки спектаклей помогает ли вам чувство «малой Родины» - родных стен?
- Конечно, помогает. Вообще, южане сами по себе народ более теплый. Я теперь говорю: «Мы - петербуржцы», потому что срослась уже с этой северной столицей. Меня даже упрекают: «Вы - типичная петербурженка!», хотя впервые увидела этот город в 21 год. Но я «срослась» с ним, и мы там все немножко… «замороженные». Каждый сам по себе. Вежливые, воспитанные, интеллигентные, но между нами большое расстояние.
А здесь как-то все уютнее и теплее. И не только потому, что солнце - люди другие. Когда меня приглашают ставить спектакль в Молодежном театре, я всегда останавливаюсь у своей сестры в Краснодаре. Вечером прихожу с работы, собираемся вместе, и как-то так получается, что дома мы все время хохочем. Иногда себя спрашиваю: «А в Питере я так смеюсь? Нет!» Меня здесь окружает какая-то очень добрая и теплая энергия…
В этом году театр присылает мне водителей - очень приятная забота. В Питере садишься в такси, едешь и молчишь. Естественно, за рулем чужой человек, о чем с ним говорить? А тут каждый раз мы знакомимся и взахлеб обсуждаем погоду, наши семейные проблемы, отцов, детей и внуков - вот это Краснодар!
- Любите ли бывать на своих премьерах - смотреть на конечный результат?
- Это очень тяжело, даже мучительно. Возможно, я слишком категоричный человек… Мне всегда кажется, что можно лучше, можно что-то исправить, а где-то актеры «не дотягивают», разменивая «рубль на мелочь». Видят, что публике нравится, и начинают смешить, кривляться - на это больно смотреть… Дело в том, что спектакль по-настоящему растет уже после премьеры, так как режиссер должен следить, наблюдать, делать замечания, подправлять, вести его.
Вообще, актеры Молодежного театра очень податливые - с ними можно поставить все, что угодно!
У ребят никакой «звездности». Может, потому что у вас, к счастью, не снимаются дешевые сериалы…
О театре
- На этот раз вы работаете над постановкой «Вечный муж» Достоевского. Почему выбор пал именно на этого автора, ведь его произведения очень «глубоки» и зачастую заставляют думать о вечном?
- Когда я приступила к постановке, мне внутренне было как-то не по себе. А тут перед репетицией ко мне подошли артисты и тоже признались: «Нам страшно», на что я им в том же духе: «А мне, думаете, нет? Давайте бояться вместе!» Но, вообще-то, волков бояться - в лес не ходить! Когда я наблюдаю, что сейчас происходит вокруг, часто задаюсь вопросом: «Куда все катится?» Все идет к какой-то катастрофе, не имею в виду атомную войну или войны между государствами, она в человеке! С человеком беда!
И почему это происходит, театр не обязан отвечать, давать рецепты и прописывать лекарства. Но театр может «возбудить» вопросы, и зритель скажет себе: «На эту тему надо подумать». Здесь затронута именно эта тема - о том, что человеку свойственно ругать всех вокруг, начиная от соседа по лестничной площадке до правительства и господа Бога. У такого человека мысли, как поток: все виноваты, кроме меня - потому что я жертва. И никому в голову не придет, для того, чтобы этот мир изменить, каждый должен начать с себя.
Я остановилась именно на этом произведении, потому что оно очень созвучно и нашей современности: человек во все времена остается человеком, и такие чувства, как ревность, зависть, оскорбленное чувство собственного достоинства - одинаково переживаются во все времена…
- Как проходили ваши совместные репетиции с актерами?
- Признаюсь, в прошлом году репетировать «Куколку» я приехала «во всеоружии» - прочла много произведений Аверченко, а также многое, что писали о нем самом его друзья и современники - одним словом, приехала основательно «подкованная».
А с Достоевским не так. Поскольку актеры Молодежного театра для меня родные и близкие по духу люди, с которыми можно быть откровенной, я им сказала примерно следующее: «Давайте в меру нашего жизненного опыта - и вашего, и моего - исследовать этот материал с общечеловеческой точки зрения. Что это за характер, что хотел сказать Достоевский, хоть он и не сформулировал прямо свои мысли, свою идею. А затем, все хорошенько проанализировав, я вернусь и тогда мы посмотрим, так ли уж примитивно исследовали этот материал».
О сотворчестве
- Обязаны ли актеры четко выполнять линию режиссера или можно привносить свое в то, что он предлагает?
- Актер не должен быть марионеткой, а должен быть сотворцом. Одним из моих учителей был крупнейший мастер Георгий Товстоногов. Когда к нему на репетицию приходили неподготовленные актеры, смотрели в рот гению и ждали, что он скажет и когда начнет из них что-то «лепить», то Георгий Александрович откровенно скучал. Он в таких случаях говорил: «Мне с вами нечего делать - вы мне ничего не приносите. Вы принесите мне что-то, и я «из этого» помогу вам «что-то» сделать. К счастью, актеры Молодежного театра мне и «приносят», и думают, и спорят - и меня это устраивает. Замечу, молодые актеры зачастую говорят очень дельные вещи.
- Вы как-то сказали, что не любите трагических сюжетов и вам хотелось бы видеть больше комедий…
- Даже в Достоевском столько смешного!.. Если бы вы видели, с каким азартом ребята играют именно трагифарс. Что может быть выше этого жанра? Нам кажется, что жизнь полна трагедии и драматизма - мы это так видим, а те, кто смотрят на нас со стороны - почему-то над нами смеются и подтрунивают…
Досье
Лариса Малеванная родилась в 1939 году в селе Федоровка Ростовской области. Окончила Краснодарский пединститут, после Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Сыграла более 50 ролей в театре и кино. Преподает в театральном институте и руководит театром Васильевского острова. Пишет сценарии, лауреат художественной премии «Петрополь».