Молодежи он больше известен как педагог, а старшему поколению – как один из самых остро мыслящих литературных теоретиков. «Россия и народ», «Россия и личность» – ведущие темы его книг. На все происходящие процессы в обществе у профессора свой взгляд.
О власти
- Виталий Алексеевич, наша газета пристально следит за развитием событий в Кущевке. Наверняка, и вас трагедия не оставила равнодушным. Как вы думаете, почему такое громкое убийство, обнажающее вопиющие факты коррупции, вскрылось именно на Кубани?
- События или процессы, чреватые таким страшным преступлением, происходят не только в Кущевке, имеют свое скрытое течение во всем регионе. И во многом это обусловлено специфическим поведением местной власти. Она умеет скрыть неприглядные факты, употребить дубину – все для того, чтобы создать внешнее благополучие и спокойствие. Но рано или поздно такой нарыв лопается.
- А какой должна быть власть, чтобы всякий раз, глядя в телевизор, мы не вздрагивали?
- Задача у власти уникальна и на первый взгляд очень проста. В первую очередь она должна разобраться с народом в хорошем смысле этого слова. Встать во главе и вникнуть, понять суть людских чаяний и бед.
О народе
- В своих произведениях часто затрагиваете тему межнациональных отношений. На Кубани этот вопрос стоит особняком, конфликты «наши против ваших» имеют место. Как найти общий язык с соседями?
- Этой темой хоть и занимаюсь всю жизнь, но всякий раз нахожу для себя что-то новое. Сейчас в одном из вузов готовится диссертация по Северному Кавказу, меня пригласили в качестве рецензента.
Был потрясен, перечитывая «Хаджи-Мурата» Льва Толстого. Открыл произведение наугад и попал на такую сцену: старейшины сетуют на русских, которые сломали колодец, затоптали, все обгадили. «Нелюди», - говорит один из стариков, и в то же время в их реакции ни слова упрека. Считаться с соседним миром, как с родным, пожалуй, и есть то, к чему должны стремиться Кавказ и Кубань, Кавказ и Россия.
Нужно учитывать и то, что такие понятия, как «честь» и «достоинство», которые в России сегодня утеряны, до сих пор преобладают в мировоззрении кавказских народов. И как только эти качества мы возродим на международной арене и внутри страны, то начнем разговаривать с соседями на одном языке, понимать друг друга.
- Но вы говорите, что русский народ уникален…
- Уникальность в том, что категория «народ» свойственна только России. В Европе, в США – там все-таки население, электорат. Там люди строго подчинены закону.
И мы, пытаясь создать подобное гражданское общество, совершаем историческую ошибку, не считаясь с тем, что у нас иные взгляды, иной менталитет…
О студентах
- У вас богатый опыт работы в вузах. Что можете сказать о современных студентах?
- Сейчас работаю в двух разных учебных заведениях. Одно из них полностью ориентировано на Европу. И вот что поражает: при внешней продвинуто-сексуальной энергетике внутренне молодые люди интеллектуально беспомощны.
Сегодня нет востребованности в человеке, в его талантах и внутренних качествах. Провел даже наблюдение. Лекция длится полтора часа. Внимает аудитория 40 – 45 минут, потом просят остановиться. Вначале воспринимал это как оскорбление: «Вам что, неинтересно?» Разработал специальный курс лекций, опираясь на опыт ведущих западных университетов.
Тем не менее - полная пустота. Запишут два-три абзаца, а потом просят под диктовку дать только тезисы, даты, факты - и все. Если в 90-е годы со всего потока набиралось 5-6 талантливых ребят, сейчас - один-два…
О критике
- Вы часто публично критикуете власть, всегда ли плоды вашего творчества попадают в печать?
- В 2007 году был со мной такой случай. Принес в издательство к одному известному в крае медиамагнату свою книгу, в которой содержалась критика в адрес некоторых СМИ. Статья называется: «Придворная пресса». Заплатил за печать, сколько положено. Но в итоге получил всего 10 экземпляров, которые мне успели передать. Остальной тираж был уничтожен, директор издательства уволен, материальный ущерб мне никто так и не возместил…
- Говорят, не лучшая участь постигла и одну из ваших последних книг, на обложке которой изображен памятник Екатерине Второй…
- Многие уже знают, что один известный краснодарский скульптор, поскандалив с местными властями, продал свои авторские права на памятник, символизирующий Кубань, английской фирме.
И теперь везде, где без разрешения появляется изображение его императрицы, англичане провоцируют судебные разбирательства, требуя компенсации. Когда выпускал книгу, всех перипетий я не знал. Чтобы спасти издание, пришлось хорошо заплатить заморским владельцам кубанской символики.
- Писатель, литературный критик… Востребована ли эта профессия сегодня?
- Профессия становится ненужной, потому что исчезает читатель. У литературного критика в свое время была высокая миссия. Ныне, когда каждый второй живет мыслями о том, чтобы изменить вес, овал лица, половую принадлежность, литератор - потерянная особь.
Творческий процесс, разумеется, не утихает: выходят книги, издаются журналы, газеты. Но писателем, литературным критиком и журналистом сегодня имеет право называться тот, кто победил свой страх, свое малодушие и рисует реальную картину жизни, чувствуя свою неразрывную связь с происходящим.