Фестиваль на десять дней собрал под своей крышей «мировых известностей». Что ни имя, то бренд, что ни фигура, то готовый герой глянцевой хроники, но ценность сего праздника как раз в отсутствии дешевой тусовки и гламурного безделья. Если прошлые «башметовские дни» носили чисто музыкальный характер, то нынешний форум преобразился в фестиваль искусств.
И кроме академических, джазовых, микс-концертов, теперь присутствуют театр, балет, видеоарт-инсталляции, ювелирное искусство и кинематограф. Чувствуется, что программа составлена с большим вкусом, любовью и размахом.
Если взять музыкальный блок, то, конечно же, надо отметить самого Башмета, еще раз доказавшего, что он не только прекрасный музыкант, но и один из лучших мировых альтов. Именно во многом благодаря ему альт сегодня поднят до уровня скрипки и фортепиано.
Незабываемым подарком стало появление еще одной мировой величины – Валерия Гергиева. Маэстро наконец-то доехал до Сочи, где дирижировал симфоническим оркестром «Новая Россия». Прозвучавший «Концерт для альта с оркестром» Альфреда Шнитке на самом деле достоин названия «инсультный» не только потому, что после написания этого произведения композитор получил инсульт, но и по внутренней энергетике самого концерта. Учитывая то, что он создан персонально для Башмета, соответственно и прозвучал в «авторском» исполнении. А увидеть две таких величины на одной сцене одновременно – не меньший эксклюзив.
Рояль для Мацуева
В очередной раз продемонстрировал высокий класс Денис Мацуев, который, несмотря на молодость, уже имеет пьедестал планетарной звезды, и этот статус он еще раз подтвердил, к великому удовольствию собравшихся. Всех восхитили его импровизации с Юрием Башметом. Рояль, привезенный специально для пианиста, слава богу, остался цел, ведь мацуевский бешеный темперамент приводил в негодность не один инструмент.
Вообще, Гергиев, Башмет, Мацуев давно находятся в одной связке. Видимо, подобный союз продиктован как творческой стороной дела, так и коммерческой, что тоже немаловажно для продвижения на мировом рынке. Однако это уже другая грань искусства, не такая возвышенная, но, увы, не менее необходимая.
Для утонченных ценителей состоялся концерт джазового трио Жака Люсье. В мире это культовая персона, перед которой снимают шляпу многие большие музыканты. Гениальный пианист Гленн Гульд назвал Люсье лучшим интерпретатором музыки Баха, а ведь его ансамбль состоит «лишь» из трех инструментов – фортепиано, контрабаса и перкуссии. По сути, не отвлекаясь от истинного Баха и не изменив ни одной ноты в партитуре, он создал своего собственного Иоганна Себастьяна. Нам повезло, что мы стали свидетелями концерта из последнего гастрольного турне 76-летнего музыканта.
Изысканным блюдом для музыкальных гурманов оказалось и выступление оркестра «Камерного Берлин барокко». Обладатели премии «Грэмми» по праву считаются одними из лучших исполнителей музыки Генделя, Вивальди, Баха и Корелли, произведения которых они играют на аутентичных инструментах – сделанных по старинным лекалам. Удивительно, но каждый музыкант ансамбля, являясь специалистом экстра-класса, великолепно чувствует себя и в коллективе, напоминающем единый, полнокровный, прекрасно отлаженный организм.
Гала от Лиепы
Театр был представлен мастерской Петра Фоменко – спектаклем «Волки и овцы», что, конечно же, безумно порадовало любителей драматического искусства.
Балетный раздел презентовали в виде гала-концерта, посвященного прославленному танцовщику Марису Лиепе. Его неугомонные дети, брат с сестрой Андрис и Илзе, создав что-то вроде семейного кооператива, прокатывают, где только можно, под именем отца быстросборные, пестро-крикливые, но обязательно «торжественно-праздничные» мега-концерты.
Серия накладок, неважного качество фонограмма, многолетний курьезный танец с табуретом под музыку Равеля самой Илзе, безусловно, выбивается из блистательной афиши декады искусств. Возможно, дирекции фестиваля, его устроителям, необходимо более скрупулезно подходить к балетной программе, чтобы она не выглядела сборной залетных гастролеров.
Единственные, кто соответствовал заявленному уровню, – супруги, солисты берлинского балета под руководством Владимира Малахова Элиза Кабрера и Михаил Канискин. Их исполнение, особенно шуточного па-де-де на музыку Д. Россини в хореографии Кристиана Шпука, изрядно повеселило публику. Первая пара малаховской труппы была бесподобна и неподражаема в своем мастерстве и органичности.
Люди-боги
Особенностью фестиваля стала кинопрограмма – ретроспектива фильмов Карлоса Сауры, состоявшая из шести картин. Гениальный испанский режиссер не смог приехать в Сочи, но зато олимпийскую столицу посетила мировая звезда фламенко – Аида Гомес.
Человека, которого сам Морис Бежар приглашал к себе в труппу в качестве преподавателя, наверное, особо представлять не надо. Перед началом фильма «Саломея», где Гомес снималась в главной роли, артистка исполнила номер «Кармен». Мы увидели гениальную танцовщицу и гениальную актрису.
Фильмы Сауры сняты в так называемом жанре non-fiction. Режиссер в своем кино исследует саму природу танца, музыки и человеческого духа. Его фильмы – этакая смесь документалистики, репортажа, музыкального театра, балета, которые выливаются в единый спектакль, как в случае с «Саломеей», – необычайно пронзительный, трагический и потрясающе красивый. Искусство Сауры умело соединяет в себе эффектную картинку и живую, даже животную, эмоцию и страсть.
Правда, видно, что многие картины делаются явно со скромным бюджетом и в простом павильоне.
В целом сочинский форум искусств может смело претендовать на событие не только национального масштаба. Фестиваль премиум-класса, видимо, не зря появился в будущей олимпийской столице.
Сам Зимний театр с его ионической колоннадой напоминает древний храм искусств, где, кажется, должны жить музы, боги. Хотя такие имена, как Гергиев, Башмет, Люсье, Саура, уже принадлежат тому Олимпу, на котором не угасает огонь большого искусства.
И чтобы на сцене священнодействие состоялось, за кулисами Зимнего театра шла колоссальная организационная работа, которая еще раз показала, что Зимний в состоянии устраивать мероприятия и принимать гостей любого уровня. Впрочем, назад хода нет. Этого требует сегодняшний заявленный статус Сочи и театра, «Культурная Олимпиада», да и, в конце концов, мечты, амбиции, самолюбие нашего истеблишмента, от которых зависит лицо города, его реноме.