Примерное время чтения: 4 минуты
417

Как живет кубанский казак в эмиграции

На стене квартиры 81-летнего ученого-орнитолога Алексея Лугового в закарпатском Ужгороде главное место занимает портрет бравого кубанского казака в парадной форме: черкеска, папаха, усы – все, как полагается. На портрете – отец нашего собеседника, уроженец станицы Кисляковской (сейчас – Кущевский район), кубанский казак Евгений Луговой-Федосеев (1889 – 1965).

Он родился в станице Кисляковской (ныне Кущевского района), учился в Киеве и Москве, получил диплом агронома-животновода. Работал в Могилевской губернии и Средней Азии. С началом Первой мировой войны мобилизован в армию, воевал на кавказском фронте.

Во время Гражданской войны участвовал в белом движении. После его поражения, как и многие кубанцы, оказался в эмиграции в Чехословакии. Поселился в Ужгороде, нынешнем центре Закарпатской области Украины, а тогда – центре Подкарпатской Руси в составе Чехословацкой Республики.

В Ужгороде Е. Луговой (интересно, что с принятием в 1931 году чехословацкого гражданства вторая часть фамилии «Федосеев» исчезла) вел широкую просветительную работу среди крестьян: он организовал для них сельскохозяйственные курсы (программа курсов включала 13 предметов и практическую работу с микроскопом и т.д.), написал ряд специализированных книг по животноводству, птицеводству, луговодству.

Е. Луговой являлся членом Союза русских агрономов в Чехословакии, Почетным членом сельскохозяйственного общества Ужгородского округа. Ездил в Польшу, Австрию, Францию для закупки племенного скота для улучшения породного состава скота в крае.

В Ужгороде Евгений Луговой женился на Маркете-Алоизии (Маргарите) Краль, уроженке Вены моравского происхождения, оказавшейся в Чехословакии после распада Австро-Венгрии. 11 февраля 1930 года в семье Луговых родился сын Алексей. По воспоминаниям Алексея Лугового, в их семье говорили на двух языках: с отцом по-русски, а с матерью – по-немецки.

1 ноября 1938 года Ужгород был передан Венгрии, и Е. Луговой как чехословацкий госслужащий переезжает жить в г. Севлюш, оставшийся в составе Подкарпатской Руси (ныне – г. Виноградов Закарпатской обл. Украины). Выразительно проукраинская линия нового автономного правительства Подкарпатской Руси, с декабря 1938 г. официально называемой Карпатской Украиной, не нравилась Луговому-старшему, и он решает перебраться в Чехию.

Жена и дети оставались в Севлюше до момента полной оккупации Карпатской Украины Венгрией в марте 1939 года, после чего они возвращаются в Ужгород. Во время летних каникул Маргарита Луговая получает разрешение переехать с детьми из Венгрии к мужу в Чехию, ставшей к тому времени немецким «Протекторатом Богемия и Моравия».

Во время войны Евгений Луговой работает агрономом, а после ее окончания становится руководителем отдела в министерстве земледелия Чехословакии. В это время он увлекается охотой, а также по роду деятельности часто посещает сельскохозяйственные выставки.

В это же время Евгений Луговой, двадцать лет назад бежавший от большевиков, стал подумывать о возвращении в Советский Союз. Как вспоминает Алексей Луговой, его отец, как и большая часть русской эмиграции, пребывал под влиянием патриотической эйфории и агитации советских эмиссаров, склонявших бывших соотечественников к возвращению в СССР.

Они подают запрос на получение советского гражданства. В августе 1948 года с первым транспортом репатриантов семья Луговых переезжает в Ужгород, ставший к тому времени советским. Там Евгений Луговой работает озеленителем дорог, читает лекции по животноводству в Ужгородском университете, участвует в создании университетского ботанического сада.

В 1957 г. в целях улучшения материального благосостоянии семьи Алексей Луговой уезжает в Якутск, где организует кафедру животноводства на сельскохозяйственном факультете местного университета. Выйдя на пенсию, он вернулся в Ужгород, где и умер в 1965 году.

На Кубани ни Евгений Луговой, ни его сын Алексей больше никогда не были, но со своими кубанскими родственниками Алексею удалось случайно встретиться в 1950-е годы, когда он работал в Астраханском заповеднике. Там он встретил человека по фамилии Федосеев, который оказался его двоюродным братом, племянником отца.

Интересно, что, как и в случае с Евгением Луговым-Федосеевым, его брату, оставшемуся в России, оставили только одну часть их двойной фамилии, но в этом случае – Федосеев. Остались ли в Кисляковке родственники и сохранились ли какие-то старые могилы его предков, Алексей Евгеньевич не знает…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах