Примерное время чтения: 7 минут
1775

Про бесов и коррупцию. 5 фильмов «Киношока-2016», которые стоит увидеть

«Монах и бес».
«Монах и бес». Кадр из фильма

В этом году Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок» прошел на Черноморском побережье чуть раньше обычного - чтобы влиться в «бархатный» сезон. В основном конкурсе было представлено 8 картин, по одной из каждой страны - России, Узбекистана, Армении, Грузии, Литвы, Казахстана, Латвии и Эстонии. Причем в юбилейный год конкурсную программу сформировали совершенно особенным образом - из работ лауреатов фестиваля прошлых лет.

Сама Алла Демидова, председатель жюри этого года, получила почетный приз «Госпожа Удача» имени Павла Луспекаева «за мужество и достоинство в профессии».

О картинах, которое авторитетное жюри «Киношока» посчитала лучшими на этом юбилейном кинофестивале, рассказывает «АиФ-Юг».

Притча о коррупции и кумовстве

Гран-при конкурса отдали ленте казахского режиссера Адильхана Ержанова «Чума в ауле Каратас». Ранее эта лента уже стала призером Роттердамского фестиваля, а сейчас пробует силы в программе французского конкурса Etrange Festival.

Кстати, снята картина всего за 6 тысяч долларов, что, по меркам современного кинематографа, просто копейки. Однако это обычное дело для движения «Партизанское кино», в котором участвует Ержанов.

По сюжету картины, в аул приезжает новый начальник - молодой и весьма амбициозный. Естественно, он захочет переделать сложившийся уклад по-своему, а местная элита будет ему активно в этом мешать. И вот хороший повод показать проблемы, которые есть не только в маленьком ауле Каратас, но и в городах и странах всего мира, - коррупция, кумовство, псевдопатриотизм. Весь материал излагается в жанре притчи, или современной сказки.

Также новый фильм режиссера был отмечен дипломом Гильдии киноведов и кинокритиков России с формулировкой «За адекватное изображение неизлечимой болезни общества».

Адильхан Ержанов становился лауреатом «Киношока» в 2014 году, тогда его фильм «Хозяева» завоевал Приз Гильдии киноведов и кинокритиков «Слон».

С «Островом» не сравнивать

Призами за лучший сценарий и за лучшую мужскую роль отметили картину российского режиссера Николая Досталя «Монах и бес», которая в эти дни уже идет в кинотеатрах страны.

Вслед за притчей казахского режиссера Николай Досталь и сценарист Юрий Арабов представляют фантастическую историю, хронологически помещенную в XIX век. По сюжету в мужском монастыре появляется новый насельник Иван Семенович, а вместе с ним в обитель проникают темные силы, которые материализуются в лице Легиона. Бес избрал Ивана объектом своей дьявольской работы, всячески искушая его, чтобы сбить с избранного им пути служения Богу.

Николай Досталь признается, что у многих могли возникнуть аналогии с лентой Павла Лунгина «Остров» (что, впрочем, только подогревает интерес к фильму), однако сам он считает, что ничего похожего по теме и жанру в отечественном кино еще не было. Именно поэтому режиссер отдал «Монаху и бесу» пять лет своей жизни. Кстати, сценарист Юрия Арабов известен своей работой «Орлеан».

Приз за главную роль вручили Тимофею Трибунцеву, которого мы знаем по многим фильмам и телесериалам, в том числе «Ликвидация», «Глянец», «День выборов-2», «Орлеан», «Тихий Дон». Символично, что актер сыграл и в уже упомянутом «Острове».

По обе стороны баррикад

Картина «1944» эстонца Элмо Нюганена тоже взяла в Анапе две награды: Приз Гильдии киноведов и кинокритиков России «Слон» и Приз имени Александра Княжинского за лучшую операторскую работу.

Как ясно из названия, фильм повествует о событиях второй мировой войны, и действие  разворачивается на территории Эстонии - от Синимяэ до полуострова Сырве. Однако взгляд на тему здесь нестандартный и не однобокий, ведь в центре сюжета - персонажи с обеих сторон: эстонцы, воевавшие за Красную армию, и эстонцы, вступившие в ряды немецкой дивизии Waffen-SS. У каждого своя точка зрения, и каждый должен сделать выбор... Об этой трагедии эстонского народа и рассказывает режиссер на примере судеб двух противоборствующих солдат - Карла Таммика и Юри Йыги.

На родине режиссера лента вышла в прокат в феврале и вошла в пятерку наиболее популярных лент за последние 25 лет, преодолев планку в 100 тысяч зрителей. Кстати, «1944» снят на рекордный для небольшой страны бюджет - 2 миллиона евро и изобилует масштабными батальными сценами.

И еще необычный сюжетный ход Элмо Няганена в том, что оба главных героя погибают в середине фильма.

«Маленькие государства и нации были в эту войну втянуты помимо их воли. Какой был выбор у людей того времени? От того, в каком году ты родился, зависело, под какую мобилизацию ты попадешь и чью форму наденешь. И вот нам показалось, что настало время сказать об этом», - говорит о своем фильме режиссер.

Если бы Павлик Морозов родился в Латвии

Приз кинопрессы, аккредитованной на «Киношоке», отправился к латвийскому режиссеру Лайле Пакалныне, снявшему ленту «Рассвет». А Большое жюри наградило картину за лучшую режиссуру.

Как и коллега из Эстонии, Лайла тоже обратился к советскому прошлому, но копнул чуть глубже: время действия в «Рассвете» - годы создания колхозов и борьбы с кулачеством. История главного героя - пионера Яниса - россиянам обязательно напомнит Павлика Морозова.

Четверть века на чужбине

Ленту армянского режиссера Арутюна Хачатуряна «Тупик» отметили специальным дипломом Большого жюри - «За достоверное отражение жизни и судьбы человека вдали от Родины».

По жанру это неигровая картина: сам режиссер называет ее не иначе, как социалогическим исследованием. И это правда, ведь снимали «Тупик» около четверти века! Тогда, 25 лет назад, Хачатурян нашел четырех соотечественников, которые собирались эмигрировать. Он предложил им встречаться раз в пять лет, чтобы запечатлеть изменения, происходящие в их жизни.

Изначально Арутюн Хачатурян планировал сделать цикл эпизодов для телевидения в качестве социальной рекламы, убеждая земляков не покидать родную страну. Теперь же его идея вылилась в два полнометражных фильма. Первый - «Айк. Побег» - об армянине, эмигрировавшем в Россию, был снят в 2014 году. Второй - «Тупик» - рассказывает о Левоне, перевезшем семью в Лос-Анжелес.

Режиссер говорит, что съемки были максимально открытыми: в ленте запечатлены и свадьба, и крещение, и похороны, и даже есть сцены в наркологическом диспансере.

По словам Арутюна Хачатряна, реакция на его фильм неоднозначная, боится он и негативной реакции в США, где также пройдет премьера «Тупика», но напоминает, что его главная цель - заставить соотечественников задуматься, стоит ли покидать родину.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах