aif.ru counter
24.04.2018 10:51
АиФ - Юг
289

«Видеть между времён». Чем удивляют работы художника Анатолия Мельникова?

Анатолий Мельников / Из личного архива

Анатолий Мельников состоялся как отдельная, творчески узнаваемая личность. Подтверждение тому полвека осмысленной и созидательной работы, отмеченной званием «Заслуженный художник России», должностью профессора живописи Кубанского госуниверситета, участием в многочисленных выставках самого высокого уровня, с которых работы попадали в престижные собрания.

Когда начинается художник?

Но главное было все-таки в другом - в создании своей теоретической живописной системы, воспитавшей учеников и последователей, которые пишут на ее основе свои картины и диссертации. Художник всегда начинается с детства, когда природа многим из нас дает шанс - возрастную предрасположенность к цветовым сочетаниям; она обычно процентов на двадцать выше, чем у обыденного взрослого человека. Это как ситуация из фильма «Окно в Париж», пусть будет допустимым подобное сравнение. Если эту цветовую одаренность не использовать вовремя, то могут, наверное, получиться успешные архитекторы, графики и дизайнеры, а живописцы, между тем, будут похожи, при всем старании на дотошных математиков.

Маленькому Толе повезло на встречи с понимающими людьми, которые умело «приучали» его к краскам. С Урала родители перевезли его в Туапсе - приморский городок, словно выросший из Гриновской сказочной географии, где он встретил художника Сергея Мрачковского, с которым затем продолжал дружить, творчески соперничая, несколько десятилетий. В 1968 году его принял на худграф профессор Георгий Васильевич Беда, необыкновенно чуткий к чужой живописной одаренности человек. Факультет в общем собрал в себя высококультурных, интеллигентных, профессиональных педагогов, таких как Кошельников, Шальнов, Воробей, Амиян и Васильев. В краснодарской художественной среде в те годы сложилось два полюса: выпускники художественного училища были необыкновенно сильны в пленэрных этюдах, а университетские худграфовцы - разными концептуальными идеями и технологическими поисками.

Поиски авторского образного языка в живописи, графике и прикладном искусстве для Мельникова начались с композиций, где доминировала линия то экспрессивная и жесткая, словно решетка витража, то филигранная и пульсирующая, похожая на кровеносную артерию.

Анатолий Мельников с большой признательностью вспоминает Владимира Георгиевича Зайцева - руководителя своей дипломной работы, написанной в 1975 году. Он был первым, кто приучил будущего художника думать, стремиться из разрозненных жизненных впечатлений создавать свою «художественную правду», наделенную внутренней гармонией и возможной технической выразительностью. Думаю, перед вступлением в творческую жизнь, которая в семидесятые годы воспринималась, пожалуй, как единственный глоток свободы, он все-таки вспоминал озабоченное напутствие Александра Блока: «Во имя какой цели ты собираешься «портить» бумагу или холст, что ты в состоянии привнести в этот мир?».

Как упорядочить мир?

Молодому живописцу предстояло найти свое место в беспокойном и созидательном времени, когда рядом создавалось «Молодежное объединение», украшался «интеллигентными» рельефами и мозаикой грандиозный «Дом книги», сонный провинциальный Краснодар превращался в университетский город. Поиски авторского образного языка в живописи, графике и прикладном искусстве для Мельникова начались с композиций, где доминировала линия то экспрессивная и жесткая, словно решетка витража, то филигранная и пульсирующая, похожая на кровеносную артерию. Зачастую эти опыты шли от многочисленных автопортретов и образов друзей.

Для него собственное становление - своего рода авторский экзистенциализм - начинался с переосмысления постимпрессионистических смысловых и фактурных открытий французов и русских «формалистов» начала ХХ века. В этот бурный процесс, свойственный его поколению, уже были не в состоянии вмешиваться райкомовские секретари по идеологии и «искусствоведы в штатском». Молодой художник затем сам потянулся к внутренней гармонии: словно от грохота духового оркестра он вернулся к «хорошо темперированному клавиру и инструментальному квартету». Начались походы в музейные фонды и тщательное изучение живописной техники старых мастеров.

С 1983 года Анатолий Мельников становится верным адептом многослойного академического письма, построенного на лессировках; на смену портретным образам, в том числе и собственным, приходит «лабораторная работа» над натюрмортами, обнаженной женской натурой, где сама природа создавала эстетически совершенные формы. Его знакомство с ленинградским профессором Юрием Скориковым, который вел многолетние семинары на творческой даче в Горячем Ключе, привели кубанского живописца к систематизации всей живописной практики старых итальянских, голландских и испанских мастеров.

Художественные пробы

Преподавание с 2000 года на кафедре живописи КубГУ эти живописные эксперименты позволило превратить в законченную систему, вместе с тем этот, порою, «черствый хлеб учительства» счастливо уберег его от самоповторов и суетливой погони за минутным успехом на аукционах и зарубежных распродажах.

Произведения Анатолия Михайловича Мельникова, признанного мэтра живописи, в силу отпущенного ему таланта, внесли свой вклад в заметное на общероссийском фоне эстетическое явление, которое называется «кубанской живописью». Почти две сотни из них с 25 апреля 2018 года будут показаны в Краснодарском художественном музее имени Ф.А. Коваленко на персональной выставке «Между времен», посвященной пятидесятилетию творческой деятельности художника.

На фоне занимательного бестиария современного арт-процесса, постмодернистского по своей сути, зачастую подменяющего несомненные ценности искусства экспрессивными «художественными пробами», словно музыкальная пьеса - разминочными гаммами, а художественную повесть - эффектным фельетоном, «здоровый консерватизм», очевидный в работах Анатолия Мельникова, производит почти терапевтический эффект. Его картины и графические листы, думаю, помогут зрителям обрести необходимую гармонию среди равнодушного окружающего миропорядка.

Иван Ващенко, искусствовед, Почетный академик Российской академии художеств, член Союза художников России, эксперт Министерства культуры РФ.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество