Пианист Константин Емельянов начинал творческий путь в Краснодаре и добился успеха на конкурсе имени Чайковского (Москва) - одном из самых престижных на планете. «АиФ-Юг» музыкант рассказал о том, кто и зачем приходит слушать классику на концертах, о собственном пути в искусстве, схожести и различиях жизни исполнителя и спортсмена и многом другом.
Взгляд на клавиши снизу
Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Константин, как вы увлеклись музыкой? С чего всё началось?
Константин Емельянов: Банальная история - в детском саду воспитатель играл на фортепиано, а у меня глаза находились чуть ниже клавиш - я завороженно смотрел на то, как они поднимаются и опускаются. Поэтому дома попросил, чтобы научили играть. И бабушка отвела меня в Межшкольный эстетический центр. С этого всё и началось.
- Есть избитая киносцена - будущий музыкант оттачивает гаммы и грустно смотрит на детей, беспечно играющих во дворе. А вы через какое время перестали заниматься музыкой через силу?
- И сейчас порой приходится заставлять себя, потому что не всегда есть настроение, иногда сильно устаёшь после концертов, перелётов. Но другого выхода нет - надо идти и работать. В детстве было проще, потому что родители не растили из меня целенаправленно музыканта. С профессией я определился намного позже, лет в 13-14, когда собрался поступать в училище при консерватории в Москве. В детстве заниматься музыкой меня не заставляли, мне кажется, когда играешь по собственному желанию, без насилия, то из этого вырастают с музыкой более долгосрочные отношения. Да, если бы тогда я больше отдавал времени, то мне было бы проще позже - в училище, среди коллег, которых родители готовили к музыкальной карьере с самого детства.
- А родители ваши имеют какое-нибудь отношение к искусству?
- Не могу сказать, что они не любят музыку, но никогда ей не занимались. Да и вообще в семье я первый, кто связал свою деятельность с искусством.
Аудитория - и молодёжь, и бабушки
- Константин, у вас на днях прошёл концерт в родном Краснодаре. На ваш взгляд, город у нас музыкальный?
- Об этом легче, пожалуй, судить, когда находишься в городе постоянно - видишь афиши, смотришь, как всё устроено. Я же приезжаю раз в полгода - на концерте был полный зал, все билеты продали за неделю - и это мало того что просто приятно, так ещё и показатель интереса публики.
- Во время выступления вы обращаете внимание на зал? Можете рассказать, кто ваш слушатель?
- Многое зависит от конкретного места - часто зовут в дома учёных, университетские кампусы - там своя публика. В концертных залах - другая. Кстати, заметил, что всё больше приходит молодых людей. Да, есть так называемые филармонические бабушки - они всю жизнь ходят на концерты, слышали живьём множество исполнителей и порой в музыке разбираются лучше музыкантов. Но сейчас классическое искусство набирает популярность среди молодёжи - люди понимают, что разбираться в классике престижно. Это как с художественной литературой и фестивальным кино.
- Что вы чувствуете и о чём думаете во время собственного выступления?
- Лучший вариант, когда получается сконцентрироваться на произведении и отрешиться от зала. Иногда бывает тяжело войти в это концертное состояние - играешь, а мысли могут посещать сторонние, например, что там, в зале, происходит. Я стараюсь концентрироваться.
- Что вам приятней - отыграть для знатоков или услышать после концерта похвалу от неофита?
- Бывает, отыграешь, потом подходят люди и говорят: «В первый раз на концерте классической музыки, понравилось, теперь будем ходить». Это самое ценное, потому что знатоки и любители и так придут - это уже матёрые слушатели. А привлечь новую публику - всегда радость. Значит, выполняешь какую-то миссию по популяризации классики.
Цель недостижима
- Вы заработали третье место в конкурсе Чайковского, выигрывали на других, а что это даёт самому музыканту?
- Конкурс Чайковского - один из самых престижных, в мире есть ещё три конкурса такого уровня. И повышает статус музыканта не только победа в них, но и просто участие. Люди идут туда не ради премий, а за признанием, большим охватом публики. Это помогает найти своего слушателя, получить новые предложения о концертах, даёт доступ к сцене. Если до конкурса музыканта мало кто знает, то потом всё резко меняется. Например, онлайн-трансляцию последнего конкурса Чайковского в Сети посмотрели уже около 20 млн раз по всему миру.
- Жизни спортсмена и музыканта похожи: и у тех, и у других - перелёты, у вас - многочасовые репетиции, в спорте - тренировки. Но спроси атлета, ради чего он всё это делает, ответит, что ради чемпионата мира или Олимпиады. А в музыке есть конечная цель?
- В этом, конечно, существенное отличие от спорта. У спортсменов есть чёткие критерии победы - надо прыгнуть выше всех или пробежать быстрее. Мы же занимаемся достаточно субъективным делом, где многое зависит от вкуса. Поэтому музыка - это путь постоянного самосовершенствования, работы над собой. Интересно, что у многих музыкантов в течение жизни меняется подход, исполнительский стиль - происходит эволюция личности, профессиональный рост. Так что музыка - нескончаемый процесс, в котором невозможно поставить конечную цель, но надо постоянно работать над ошибками.
- Константин, как проходит ваш обычный день?
- Если нет концертов, перелётов и репетиций, то всё достаточно стандартно - просыпаешься, идёшь заниматься, а потом ложишься спать. Длительность занятий зависит от возможности - если день абсолютно свободен, то это восемь-девять часов. Когда постоянные концерты, перелёты и ты не можешь заниматься в нужном объёме, то нужно использовать любую возможность и делать максимум в свободное время.
У конкурса Чайковского-2019 уже более 20 млн просмотров в Сети.
- Писатель Малкольм Гладуэлл вывел формулу успеха: чтобы добиться его, в любом деле необходимы десять тысяч часов практики…
- В музыке этот принцип не работает - можно потратить и 100 тысяч часов, потом год не заниматься - и придётся начинать всё с нуля. Даже проведя неделю без инструмента, придётся помучиться, чтобы снова набрать форму. Даже за два дня без занятий я уже чувствую, что начинаю терять форму. Конечно, многое зависит от того, насколько честно и профессионально заниматься музыкой. Кто-то, пожалуй, может отдавать ей и меньше времени, но это нечестно и по отношению к себе, и к публике.
- Те же спортсмены - люди в большинстве своём суеверные. А у вас есть какие-нибудь приметы?
- Многие музыканты, в том числе очень известные, - суеверны. Есть такая присказка: «Хорошая репетиция - плохой концерт. Плохая репетиция - хороший». Раньше я обращал на такие вещи внимание. А потом перестал, единственная работающая примета: чем лучше ты подготовился, тем лучше будет концерт. Всё остальное второстепенно. Когда максимально готов, тогда имеешь максимум шансов на хороший результат.
- Может, вопрос покажется вам глупым, но всё же: вы пытались определить музыку словами? Объяснить её?
- Мне кажется, такой вопрос лучше задавать слушателям, потому что мы находимся по разные стороны баррикад. Для них музыка - одно, для нас - другое. Когда я слушаю концерты, не могу отделаться от ощущения, что не абстрагируюсь, а пытаюсь разобраться, как это сыграно, что бы сделал я сам. Поэтому мне проще слушать не фортепианную музыку, а струнную, оркестровую, камерную, вокальную. Хотя иногда и на фортепианных концертах слушаешь и не можешь понять, как человек это делает. В мае мне повезло побывать в Парижской филармонии на концерте знаменитого пианиста Аркадия Володося - это один из лучших исполнителей в мире, он даёт всего 36 концертов в год. И тогда я смог абстрагироваться и просто слушал, даже не пытаясь разобраться в том, как он играет. Это было абсолютное совершенство.
- Константин, и последний вопрос - другая музыка, неклассическая, для вас существует? Слушаете её?
- У меня просто нет времени её слушать - даже классическую. Не получается сесть, спокойно послушать или пойти на концерт. Всё время занят своими программами. Так что просто не могу ни хвалить, ни осуждать другую музыку - я с ней не пересекаюсь.