О самых необычных походах нам сегодня рассказал знаменитый путешественник Гиви Гвирджишвили .
Такси на Эльбрус
Эльбрус давно стал Меккой всех бывалых альпинистов. Но Гиви Гвирджишвили со своими друзьями, такими же, как и он, заядлыми мотогонщиками, решил покорить высоту другим способом. На мотоциклах.
Правда, на обычных байках туда взобраться нечего было и думать. А посему друзья «модернизировали» своих железных коней, превратив их в нечто наподобие мотоджипов.
- До нас было семь попыток взойти на Эльбрус на мотоциклах, но все провалились, - рассказывает путешественник. - С последнего похода там до сих пор мотоцикл в снегах остался.
Однако на усовершенствованных байках покорить высоту удалось, и в 2003-м году мотопутешественники впервые поднялись на Эльбрус. Весь поход занял 19 дней, правда, неделю пришлось просидеть в палатках.
Разыгравшаяся буря не давала и носа высунуть из укрытия. От скуки путешественников спасали песни, анекдоты, которые они по очереди рассказывали друг другу. Хватало и курьезов.
В один из таких дней московскому члену экспедиции позвонила девушка из столичной службы заказов такси. Говорит: «Такси заказывали? Говорите адрес, сейчас подъедет». Ну он и назвал - Эльбрус, столько-то метров над уровнем моря. Девушка возмутилась и бросила трубку. Видимо, номер перепутала.
Кстати, этот поход мог и не состояться. Старейшины Кабардино-Балкарии очень долго противились поездке путешественников. И согласились только с обязательным условием: чтобы ни одного мотоцикла на гордости Кавказа не осталось. Дескать, хватит уже там металлолома.
Глобальное потепление? Сказки!
На Север у Гиви Гвирджишвили уже было несколько поездок. В прошлом году в составе международной экспедиции под руководством знаменитого полярника Владимира Чукова краснодарец отправился на Северный полюс - сбрасывать Капсулу мира в Северный Ледовитый океан.
Правда, до места назначения из группы в восемь человек дошли только трое: итальянец, бельгиец и наш земляк. Остальные не выдержали тягот пути и отстали.
- Планы экспедиции были озвучены задолго в Интернете. Каждый желающий мог вложить что-то в капсулу, которую потом достанут наши потомки, а может, и инопланетяне. Даже на дне океана она будет подавать импульсы в течение 100 лет.
В итоге практически вся Европа поучаствовала в составлении коллективного послания потомкам. Кто-то положил рисунок, другой граммофонную пластинку.
Кстати, знакомство с бывалыми полярниками разубедило путешественников в близости глобального потепления. Ледовые карты, сделанные 20 лет назад, практически не изменились.
- Никаких признаков интенсивного таяния льдов там нет. Я думаю, просто кому-то выгодно сейчас распространять эти слухи.
Путешествие на Крайний Север оказалось не последним. В этом году кубанский путешественник водрузил желто-зеленый флаг ФК «Кубань» на льдине Белого моря. Там же нашим мячом сыграли небольшой товарищеский матч: два на два. Кубань победила москвичей со счетом 3:0.
Кстати, несмотря на экстремальные морозы, не было ни одного случая, чтобы кто-то простудился на Севере. Видимо, организм подстраивался к необычным условиям и становился менее «тепличным».
- Мало того, что никто не простывал, так вообще все хвори там как рукой снимало. Один наш товарищ отправился в поход с целой пачкой анальгина. У него страшно болел зуб, а удалить не успел. Так вот, таблетки ему даже не понадобились. Про зуб он вспомнил, только когда домой вернулся. Там он снова разболелся.
Даже про естественные потребности организма в этих условиях путешественники вспоминали гораздо реже. Сами понимаете, сбегать в кустики на Крайнем Севере весьма проблематично. А тут, надо же, и не хочется почти. То ли организм больше усваивает, то ли что…
Песчаные гонки
Однако краснодарский путешественник не все время мерзнет на Севере. Почти каждый год он старается выбраться в пустыни Казахстана - погонять по песку на мотоцикле.
- Это наше ралли «Дакар», только на русский лад, - улыбается Гиви. - По сложности гонки в пустыне уж точно не уступают международным состязаниям.
Те, кто когда-нибудь водил машину по рыхлому снегу, имеют представление, как сложно управлять мотоциклом, летящим по песку со скоростью 60 км в час. Медленнее в таких условиях ездить нельзя - занесет.
А тут еще и взрывающиеся фонтаны песка из-под колес, которые мешают видеть. И ты летишь сломя голову, иной раз сам не зная куда. Однако, несмотря на все сложности и опасности, каждой осенью мотогонщики собираются под Астраханью, в местечке Малый Арал.
- Пустыня просто завораживает, впрочем, как и любой уголок природы, где не чувствуется рука человека, - считает путешественник. - Хотя встречаться с местными жителями тоже очень интересно. Везде свои обычаи.
Я заметил, что и на Севере, и в степях Казахстана «аборигены» не очень-то любят мыться. Чего стоит выражение ненцев «скатай мне спину»! Поэтому ночевать мы старались, в основном, в машинах.
В Казахстане была другая история. Путешественников пригласили на обед в дом в кишлаке. Подали им чай и пообещали испечь свежие лепешки. В дом вошла женщина в годах с тестом на подносе. И тут она, нисколько не смущаясь, задрала юбку и начала отбивать куски теста об ногу. Таким образом хозяйка его раскатывала.
Первую лепешку изумленные мотогонщики все-таки съели, но потом заметили, что нога женщины становится все белее… После этого путешественники в гостях ели весьма осторожно.
…Несмотря на свои 60 с хвостиком, Гиви Гвирджишвили на достигнутом останавливаться не собирается. В дальнейшем он планирует поездку на Южный полюс.
А через год, быть может, кто-нибудь встретит его на экваторе. В мире еще столько прекрасных мест.