На всем Северном Кавказе – она единственная женщина-оружейница. Только шашек и кинжалов смастерила более сотни.
Амуниция для гвардии
- Оружие-любимая игрушка мужчин, поэтому его чаще и заказывают, - говорит она. При этом, как настоящая женщина любит шить и даже изготовила свадебное платье для невесты Иорданского принца, с которым ее связывают давние дружеские отношения.
…О знаменитой оружейнице принц Али Бин аль-Хусейн услышал в Черкесске. Там же увидел ее работы и специально поехал в Майкоп познакомиться с мастерицей. А чуть позже пригласил ее к себе во дворец для создания амуниции своей гвардии.
На тщательную прорисовку "эскизов" ушел почти месяц . Еще четыре потребовалось Асе, чтобы, переработав 26 килограммов серебра, сделать16 комплектов. В каждый из них включены - газыри, пояс с подвесками и коробочкой - жирницей, кинжал, шашка на портупее, кобура для пистолета и небольшая кожаная сумочка для мелких принадлежностей.
Али Бин аль-Хусейн часто бывает в России, и чтобы каждый раз не было возни с документами, Ася прописала королевскую особу у себя в Майкопе. Теперь принц имеет двойное гражданство.
Семейная легенда
Родилась Ася в Урупском районе (сейчас это Новокубанский район), как раз в тот год археологи там раскопали Колосовку - курган, где была захоронена скифская жрица.
- Представляете, - рассказывает Ася, - декабрь. Ночь. Глубокий снег. Мой отец запряг сани и повез маму в райцентр в роддом. Проезжая то самое Колосово поле, конь заупрямился, забил копытом.
- Дух жрицы выпустили на волю, вот жеребец и растерялся, - пошутил отец. - Как бы он в нашего ребенка не переселился.
В 10 лет Ася сделала каменный цветок из мрамора - отец привез кусок для каких-то хозяйственных дел. Взрослые только удивленно пожимали плечами, глядя, с каким упорством маленькая Ася выпиливает и обтачивает лепестки каменного цветка. Не все лепестки тогда получились ровными, не все срезы гладкими, но девочка очень гордилась своей работой.
- Без той жрицы тут не обошлось, - вспомнил случай на Колосовом поле отец.
Ася пристала к нему с вопросами, что за жрица и что за поле. Рассказ запомнила, а став взрослой, разыскала в музеях археологические находки курганного некрополя Колосовка. Изучив рисунки на подвесках и браслетах, она перенесла их на некоторые свои изделия.
Танцоры быстро уходят на пенсию
Кроме общеобразовательной, Ася закончила еще три школы - художественную, музыкальную и школу танцев.
К танцам относилась особенно серьезно. Каждый день несколько часов репетировала. Даже внешне всегда поддерживала балетный образ - зачесанные назад волосы, собранные в тугой узел.
- Расстаться с этим образом я смогла только два года назад, - смеется Ася. - От тяжести волос уставала и болела голова, это мешало работать, пришлось их обрезать.
Однажды на гастроли в Майкоп приехал Махмуд Эсамбаев. Его пригласили на концерт адыгейского ансамбля. После выступления он подошел к солистке, а ею была Ася, и с ходу пригласил в свой коллектив. Ася была польщена - сам Эсамбаев ее, провинциальную девушку, приглашает танцевать с собой! Но подумала... и отказалась.
- Век танцора короток, - считает она. - Когда мне самой было лет двадцать, мы провожали на пенсию тридцатилетнего артиста. Тогда я для себя твердо решила, что стану художником, а танцевать буду, когда захочется.
Мастер на все руки
- Я люблю металл, - признается Ася. - Еще мой дед был кузнецом, правда, я его не застала, и передать свои секреты он не успел. А вот бабушка - известная золотошвея. Раньше каждая адыгейка должна была сшить себе к свадьбе национальный костюм. Не всем это удавалось, и к моей бабушке выстраивались очереди.
В детстве у меня было несколько таких костюмов. Это считалось роскошью. Впрочем, когда я подросла, бабушка мне лишь показывала, как правильно кроить, вышивать орнаменты, всю работу я выполняла сама.
Естественно, замуж выходила Ася в собственноручно сшитом сае (адыгейский национальный костюм).
Еще до того как она всерьез принялась за оружие, Ася делала керамические куклы, которые одевала в национальные платья. Шила вроде как для себя, но неожиданно куклы стали пользоваться успехом - они разошлись по миру, некоторые даже хранятся в музеях Анкары, Стамбула, Москвы, Нью-Йорка.
Кстати, работать с металлом поначалу и не думала. Заканчивала художественно-графический факультет КубГУ, а за два месяца до защиты поменяла тему и решила готовить диплом по ювелирному искусству. Такого предмета в вузе не было. Ася отправилась в Дагестан, к знаменитым кубачинским мастерам . Два месяца почти не ела и не спала. Итогом ее труда стали женский серебряный пояс, шлем, дамский кинжальчик и подвеска. Работу она сдала в срок и с блеском защитилась.
В свою мастерскую оружейница посторонних не приглашает.
- Работа не любит чужих глаз, - объясняет Ася. - В этом убедилась на своем опыте. Один телевизионщик попросил порезать штихелем и попаять перед камерой. Я тогда делала кинжал и продемонстрировала свою работу. Потом стала эту рукоятку кинжала доделывать, грею ее, а она рассыпается. Заново укладываю чернь, но эффекта ноль. Пришлось отложить его для демонстрационных целей.
Подарки для знаменитостей
Как –то Асю пригласили в Питер на фестиваль , который совпал с юбилеем знаменитого дирижера Юрия Темирканова. Зная это, художница приготовила своему земляку подарок - дирижерскую палочку из серебра с позолотой.
- Я так не дирижирую, как вы мастерите оружие, - растрогался музыкант.
До этого он не был знаком с Асей Еутых лично, но на одной из выставок приобрел ее работы. А когда Владимир Путин пригласил дирижера в свою резиденцию, чтобы обсудить вопросы музыкальной культуры. Темирканов пришел с подарком - серебряным ритоном Асиной работы. Ритон - это древний ритуальный сосуд, известный со второго тысячелетия до нашей эры. Их делали из серебра и золота и были принадлежностью исключительно царей и императоров.
У адыгов появились деньги
Недавно мастерица снова удивила. Изготовила сувенирные бронзовые монеты «Адыгэ ахъще», что в переводе означает «адыгские деньги».
- Исторически у адыгов не существовало собственной «валюты».- говорит она. - В ходу были бартерные сделки. Денежным «эквивалентом» часто служил скот. Поэтому на первых монетах я изобразила вставшего на дыбы коня с надписью на русском и адыгейском языках «1 голова», - рассказывает художница.
Недавно к уже выпущенным добавилась монета «Уасэ» («выкуп»), предназначенная для символического выкупа невесты с изображением девушки в адыгском платье.