Примерное время чтения: 6 минут
137

В горы идут старики. Кто знает секрет молодости

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. «АиФ - Юг» 08/06/2011

В свои 76 он в прекрасной форме и еще готов для приключений. В эти дни в его честь в одном из музеев Краснодара проходит выставка, в экспозиции личные вещи, туристское снаряжение, награды и сувениры, привезенные из экспедиций. О судьбе, талантах и женщинах мы поговорили с Эдуардом Васильевичем на традиционной встрече в пресс-центре «АиФ-Юг».

Первая эстрада

- Многие даже не догадываются, что большую часть своей сознательной жизни вы посвятили далеко не романтической профессии слесаря…

- Еще пацаном жуть как ненавидел школу. Несколько раз меня оставляли на второй год. В конце концов, мать не выдержала и после седьмого класса отправила работать - подручным электрообмотчика. Мастер и взялся за мой ум. Обещал выгнать, если не продолжу учебу в вечерней школе.

Пришлось собрать в кулак все свое разгильдяйство и подчиниться. Все еще надеялся, что под шумок сдерну из «альма-матер». За партами сидели уже далеко не юнцы: вернувшись с войны, многие хотели доучиться, получить профессию. И так вышло, что по свежей памяти решать школьные задачки удавалось лучше всех. Народ потянулся ко мне за помощью, стал выручать старших товарищей.

Впервые почувствовал, какая ответственность легла на мои плечи. К тому времени уже освоил рабочую специальность, поступать в дальнейшем решил в соответствии со своим навыками. 20 лет на заводе пролетели как один день. Никакое другое занятие: ни песни, ни горы и даже увлечение женщинами - не приносило столько удовлетворения, сколько моя «слесарка»!

- А когда вы начали петь?

- Да как только родился, так рот и не закрывается (смеется). Сколько помню себя, столько и пою! У моей мамы был красивый голос. Жили в старой саманной хатке, ремонтировать которую приходилось по два раза в год: дом проседал, стены трескались. Выносили всю мебель во двор и вот эти пустые комнаты были моей первой эстрадой.

А еще на лето меня отправляли в лагерь, и там, как в армии, ходили босиком строем и напевали актуальные послевоенные мотивы. Однажды пионервожатый командует: «Гончаров, запевай!» Я заволновался и перепутал слова: «Броня крепка и танки наши стали…» За эту «политическую» ошибку получил крепкого подзатыльника.

- Говорят, бардовский талант в вас открылся совершенно случайно.

- Я хоть и не фаталист, но верю в судьбу. Расскажу предысторию. В свободное от работы время посещал наш краевой клуб туристов - занимался спортивным туризмом. Случайно услышал, как поют спелеологи под гитару, и сразу влюбился, потихоньку стал подпевать и «бренькать».

И вот, когда уже стал «своим», на одном из турслетов меня выбрали в жюри бардовского конкурса. Подходят вечером две девушки - студентки педучилища - «Эдуард Васильевич, спасайте, к утру нужна песня!» Сели вечером у костра, поужинали и тут… «Догорает костер, тлеют углями звезды…» Стихи сами родились. На следующий день девчата так душевно исполнили мое произведение, мне захотелось писать еще.

И пошло, и поехало. Помню, еду как-то на электричке в Подмосковье и двое незнакомых парней с рюкзаками напевают мои куплеты! А в другой раз приехал в гости к московскому коллекционеру бардовских песен. В единственной комнате все забито бобинами. Два часа ночи. Звонок. Слышу, он кому-то говорит в трубку: «Да вот же он!» Оказалось, какие-то ребята из Новокузнецка его просили найти записи с моими песнями, наутро всей толпой заявились…

Лучшее лекарство

- Не будь вы путешественником, не стали бы и бардом. Что заставляет лезть на гору?

- Прежде всего, идешь туда за ощущениями, которых не хватает в городской суете. И потом, только в горах, находясь в экстремальной ситуации, узнаешь, кто есть кто: трус ты или храбрец, трудяга или лентяй. Господи, где меня только ни носило! Кавказ, Тянь-Шань, Памир, Алтай, Саяны. Сложно описать красоту гор, но они не терпят ошибок. В 1975 году руководил экспедицией сложного маршрута по Кавказу.

И один из туристов, парню было 28 лет, ошибся в страховке на спуске и погиб. Кому-то требуется день, кому-то месяц, а кому-то долгие годы, чтобы оправиться от подобного стресса. Только спустя четверть века вернулся к этому занятию, отправившись в знаменитые экспедиции «Кубань - Макала-98» и «Кубань -Эверест-2000» с Аристовым, Кадочниковым, Агафоновым и другими известными альпинистами.

- А как же возраст? К тому времени вы седьмой десяток разменяли.

- Это мои самые легкие экспедиции. По секрету скажу, что тяжеленные рюкзаки тащили носильщики, а мы шли налегке. А вот на Памир ходил с 35 кг за спиной! После такого путешествия ребра светились. Но это все ерунда. Общаюсь со сверстниками и слышу: у одного суставы болят, у другого «хондроз», сколько они таблеток пьют -

и все без толку. Я каждую субботу с друзьями отправляюсь в Северский район на Собер-Баш. Шесть километров вверх, шесть вниз - вот лучшее лекарство.

- Правда, что ваше увлечение изменило личную жизнь?

- Со своей второй женой встретился, будучи завучем школы инструкторов по горному туризму. Она была одной из отличниц. Познакомились, поженились…

Теперь годами не видимся...

- А что больше всего цените в женщине?

- Ничего оригинального сказать не могу: красота, ум и, главное, чтобы человек был хороший. Вообще, сколько поездил по свету, а более обаятельных представительниц прекрасного пола, чем на Кубани, не встречал. Совет всем мужикам: выползайте из своих «мерседесов» и оглянитесь по сторонам!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вы часто бываете в театре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах