Примерное время чтения: 5 минут
116

Ребенок делает «не то»? Родительская помощь может навредить

Если малыш увлеченно лепит собачку, больше похожую на ящерицу, психологи не советуют спешить его поправлять. Дети остро реагируют на родительские «не так»: одни грустнеют и теряются, другие обижаются, а третьи бунтуют: «Раз плохо, не буду вообще!» И все они показывают, что такое обращение им не по нраву.

Но как же тогда научить, если не указывать на ошибки?

Мама, я сам!

Малыш увлеченно возится с мозаикой. Получается не слишком успешно. Вам хочется вмешаться, научить, показать. И вы не выдерживаете. «Подожди, нужно не так, а вот так». Но ребенок недовольно отвечает: «Не надо, я сам».

Другой пример. Второклассник пишет письмо бабушке. Вы заглядываете через плечо. Письмо трогательное, только почерк корявый и ошибок много: все эти знаменитые детские «ищо», «чюствую» и т. д. Как не поправить? Но малыш после ваших замечаний расстраивается, скисает и... отказывается писать дальше.

Однажды мать заметила уже довольно взрослому сыну: «Ой, какой неуклюжий, ты бы сначала поучился...» Это был день рождения сына, и он в приподнятом настроении азартно танцевал со всеми - как умел. После этих слов, весь остаток вечера,  подросток просидел на стуле. День рождения был испорчен.

Разные дети по-разному реагируют на родительские «не так»: одни грустнеют и теряются, другие обижаются, третьи бунтуют: «Раз плохо, не буду вообще!» И все они показывают, что такое обращение им не по нраву.

Откуда такая негативная реакция? Ведь родители хотят как лучше! Чтобы понять, нужно вспомнить себя – ребенка.

И опыт, сын ошибок трудных

Помните, как долго у нас самих не получалось написать букву, чисто подмести пол или ловко забить гвоздь? Это теперь подобные дела кажутся простыми, а раньше... Именно поэтому, когда мы показываем и навязываем свой опыт ребенку, которому на самом деле трудно, то поступаем несправедливо. Ребенок вправе обижаться!

Посмотрим на годовалого малыша, который учится ходить. Вот он отцепился от вашего пальца и делает первые неуверенные шаги. При каждом шаге с трудом удерживает равновесие, покачивается, напряженно двигает ручонками. Но он доволен и горд! Мало кому из родителей придет в голову поучать: «Разве так ходят? Смотри, как надо!» Или: «Ну что ты все качаешься? Сколько раз я тебе говорила, не маши руками! Ну-ка пройди еще раз, и чтобы все было правильно!»

Комично? Нелепо? Но так же нелепы с психологической точки зрения любые критические замечания, обращенные к человеку (ребенку ли, взрослому), который учится что-либо делать сам!

Завтра лучше, чем вчера

Так как же научить, если не указывать на ошибки? Осознание ошибок полезно и даже необходимо. Вот только указывать на них нужно с осторожностью. Это означает, что:

- не стоит замечать каждую ошибку;

- ошибку лучше обсудить потом, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом;

- замечания всегда надо делать на фоне общего одобрения.

И в этом искусстве нам стоит поучиться у самих детей. Спросим себя: знает ли порой ребенок о своих ошибках? Согласитесь, часто знает - так же, как ощущает нетвердость шагов годовалый малыш. А как он к этим ошибкам относится? Оказывается, более терпимо, чем взрослые. Почему? А он доволен уже тем, что у него что-то получается, ведь он уже «идет», пусть пока и нетвердо. К тому же, он уверен: завтра получится лучше!

Терпение, только терпение

Мы, родители, часто бежим впереди паровоза, хотим своими замечаниями немедленно добиться лучших результатов. А потом удивляемся: отчего это получается с точностью до наоборот? Чтобы потом не удивляться, помните: когда малыш увлечен каким- то новым делом, он не просто получает новое знание или навык, в это время:

- происходит тренировка его общей способности учиться;

- ребенок испытывает определенные эмоции: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в собственных силах.

Родители, которых интересует только «выучился, получилось?», совершают огромную ошибку! Как-то отец одного девятилетнего мальчика признался: «Когда-то мы с сыном увлекались сборкой моделей. Теперь он делает их сам, и делает прекрасно. Однако застрял на них, все модели да модели. А вот какое-нибудь новое дело ни за что не хочет начинать. Говорит: не смогу, не получится - и это оттого, что я его совсем закритиковал».

Если ваш ребенок лепит собачку, похожую на ящерицу, пишет корявым почерком стихи или перескакивая с пятого на десятое пересказывает содержание любимой книжки, но при этом увлечен и сосредоточен - не критикуйте, не поправляйте его. Если вы проявите искренний интерес к его делу, то почувствуете, как усилится взаимное уважение и принятие друг друга, так необходимые и вам, и ему. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах