Если малыш увлеченно лепит собачку, больше похожую на ящерицу, психологи не советуют спешить его поправлять. Дети остро реагируют на родительские «не так»: одни грустнеют и теряются, другие обижаются, а третьи бунтуют: «Раз плохо, не буду вообще!» И все они показывают, что такое обращение им не по нраву.
Но как же тогда научить, если не указывать на ошибки?
Мама, я сам!
Малыш увлеченно возится с мозаикой. Получается не слишком успешно. Вам хочется вмешаться, научить, показать. И вы не выдерживаете. «Подожди, нужно не так, а вот так». Но ребенок недовольно отвечает: «Не надо, я сам».
Другой пример. Второклассник пишет письмо бабушке. Вы заглядываете через плечо. Письмо трогательное, только почерк корявый и ошибок много: все эти знаменитые детские «ищо», «чюствую» и т. д. Как не поправить? Но малыш после ваших замечаний расстраивается, скисает и... отказывается писать дальше.
Однажды мать заметила уже довольно взрослому сыну: «Ой, какой неуклюжий, ты бы сначала поучился...» Это был день рождения сына, и он в приподнятом настроении азартно танцевал со всеми - как умел. После этих слов, весь остаток вечера, подросток просидел на стуле. День рождения был испорчен.
Разные дети по-разному реагируют на родительские «не так»: одни грустнеют и теряются, другие обижаются, третьи бунтуют: «Раз плохо, не буду вообще!» И все они показывают, что такое обращение им не по нраву.
Откуда такая негативная реакция? Ведь родители хотят как лучше! Чтобы понять, нужно вспомнить себя – ребенка.
И опыт, сын ошибок трудных
Помните, как долго у нас самих не получалось написать букву, чисто подмести пол или ловко забить гвоздь? Это теперь подобные дела кажутся простыми, а раньше... Именно поэтому, когда мы показываем и навязываем свой опыт ребенку, которому на самом деле трудно, то поступаем несправедливо. Ребенок вправе обижаться!
Посмотрим на годовалого малыша, который учится ходить. Вот он отцепился от вашего пальца и делает первые неуверенные шаги. При каждом шаге с трудом удерживает равновесие, покачивается, напряженно двигает ручонками. Но он доволен и горд! Мало кому из родителей придет в голову поучать: «Разве так ходят? Смотри, как надо!» Или: «Ну что ты все качаешься? Сколько раз я тебе говорила, не маши руками! Ну-ка пройди еще раз, и чтобы все было правильно!»
Комично? Нелепо? Но так же нелепы с психологической точки зрения любые критические замечания, обращенные к человеку (ребенку ли, взрослому), который учится что-либо делать сам!
Завтра лучше, чем вчера
Так как же научить, если не указывать на ошибки? Осознание ошибок полезно и даже необходимо. Вот только указывать на них нужно с осторожностью. Это означает, что:
- не стоит замечать каждую ошибку;
- ошибку лучше обсудить потом, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом;
- замечания всегда надо делать на фоне общего одобрения.
И в этом искусстве нам стоит поучиться у самих детей. Спросим себя: знает ли порой ребенок о своих ошибках? Согласитесь, часто знает - так же, как ощущает нетвердость шагов годовалый малыш. А как он к этим ошибкам относится? Оказывается, более терпимо, чем взрослые. Почему? А он доволен уже тем, что у него что-то получается, ведь он уже «идет», пусть пока и нетвердо. К тому же, он уверен: завтра получится лучше!
Терпение, только терпение
Мы, родители, часто бежим впереди паровоза, хотим своими замечаниями немедленно добиться лучших результатов. А потом удивляемся: отчего это получается с точностью до наоборот? Чтобы потом не удивляться, помните: когда малыш увлечен каким- то новым делом, он не просто получает новое знание или навык, в это время:
- происходит тренировка его общей способности учиться;
- ребенок испытывает определенные эмоции: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в собственных силах.
Родители, которых интересует только «выучился, получилось?», совершают огромную ошибку! Как-то отец одного девятилетнего мальчика признался: «Когда-то мы с сыном увлекались сборкой моделей. Теперь он делает их сам, и делает прекрасно. Однако застрял на них, все модели да модели. А вот какое-нибудь новое дело ни за что не хочет начинать. Говорит: не смогу, не получится - и это оттого, что я его совсем закритиковал».
Если ваш ребенок лепит собачку, похожую на ящерицу, пишет корявым почерком стихи или перескакивая с пятого на десятое пересказывает содержание любимой книжки, но при этом увлечен и сосредоточен - не критикуйте, не поправляйте его. Если вы проявите искренний интерес к его делу, то почувствуете, как усилится взаимное уважение и принятие друг друга, так необходимые и вам, и ему.