Курортный сезон на Кубани практически не обходится без несчастных случаев. Напомним, пятого июля под Джубгой перевернулся катер, перегруженный в 4,5 раза. На нём находились 55 человек, хотя рассчитано судно всего на 12. В итоге туристы оказались в воде. Утонули две женщины, приехавшие из Мордовии и Белгородской области. Остальные спаслись. Выходит, что причиной трагедии стало не что иное, как жадность и погоня за большими деньгами, ведь владелец судна модифицировал его, увеличив вместимость. Изменения в конструкции и перегруз, по мнению специалистов, привели к аварии. Почему на туристах охотно наживаются, но не всегда спешат позаботиться об их безопасности, разбирался «АиФ-Юг».
Смертельная экскурсия
После трагических событий в Джубге на кубанских пляжах начались массовые проверки. В частности, во время рейдов смотрят плавсредства, на которых перевозят людей, как соблюдаются требования безопасности.
В летний туристический сезон статистика ЧП растёт. Случай в Джубге, к сожалению, не единичный и далеко не первый. В Туапсе ещё три года назад нерадивый предприниматель так же катал 53 туристов на своём катере индивидуальной постройки вместимостью 12 человек. Тогда возбудили уголовное дело. Дежавю или преступная закономерность?
Серьёзные нарушения безопасности отдыхающих фиксировались не раз. В 2017 году в Геленджике перевернулся УАЗ с туристами в горах. Для одной женщины эта экскурсия стала смертельной. Всего в салоне находились семь человек. Водитель не справился с управлением, и автомобиль перевернулся. Такой аттракцион, кстати, довольно популярен среди курортников. Многие хотят прокатиться с ветерком по горам и лесам, по склонам и через горные речки. «Прибавь скорости, дай газку, водитель!», - кричат пассажиры. За ваши деньги любой каприз, как говорится. В итоге машина на боку, хорошо, если уцелели. А вот в Сочи такая авария закончилась трагически. 27-летний мужчина скончался на месте происшествия, два человека получили тяжкий вред здоровью, ещё двое, в том числе ребёнок - травмы средней тяжести. Как выяснилось потом, транспортное средство вообще не предназначалось для перевозки пассажиров, в нём даже отсутствовали ремни безопасности, а водитель не имел права на такую деятельности.
Прерванный полёт
Какие только услуги не предлагают отдыхающим на побережье: выйти в открытое море, погрузиться на дно, подняться в небо. В прошлом году резонансным стало ЧП в Джубге с туристами, которые повисли на электрических проводах. Отдыхающие из Орла катались на парашюте, буксируемом катером. Сильным порывом ветра их швырнуло прямо на ЛЭП. Очевидцы с ужасом наблюдали, как несколько секунд люди болтались в воздухе, а затем упали на землю. Юноша и девушка получили удар током, но выжили, их доставили в больницу.
Неприятные случаи с «парашютистами» происходят из-за халатности. В Ольгинке во время посадки оборвался буксировочный фал, парашют вынесло в открытое море. Две девочки из Саранска десяти и 11 лет ударились об воду и получили серьёзные повреждения: ушибы живота, лица, закрытые черепно-мозговые травмы. Кстати, полёт в воздухе не самая дешёвая услуга. За восемь минут удовольствия туристы отдают 1,5 тысячи рублей с человека. Можно кататься одному, вдвоём и втроём. Принимают даже пятилетних детей.
Травмоопасный «банан»
Одни из самых бюджетных и простых развлечений - «банан» и «таблетка» - надувные плавсредства, рассчитанные на несколько пассажиров. Казалось бы, безобидное развлечение, но и оно может дорого обойтись здоровью. Например, в Геленджике отдыхающий сломал позвоночник. «Банан» буксировал парень на гидроцикле. На вираже плавсредство подскочило, и пассажир улетел в воду. В итоге - мучительное долгое восстановление. Как потом установили следователи, молодой человек, который управлял гидроциклом, не имел удостоверения на управление маломерным судном, а также разрешения на прокат. Ровно как и вся станция, на которой парень работал.
«Я хочу напомнить, что люди едут к нам не за экстримом, который граничит с опасностью для жизни, а хотят отдохнуть и оздоровиться. И наша задача – сделать так, чтобы их отдых был максимально безопасным. К сожалению, такие печальные случаи никого ничему не учат, - прокомментировал первый вице-губернатор Краснодарского края Андрей Алексеенко. - Пока не будет принято жестких мер к тем, кто допустил нарушения, мы ситуацию не поменяем. У нас должен быть запрещающий механизм, который не позволит нарушителям продолжать деятельность в высокий сезон. И тогда им будет экономически невыгодно допускать нарушения. Коммерческая деятельность судов на пляжах должна быть четко регламентирована, необходимо подготовить законодательную инициативу. Краевое министерству ГО и ЧС совместно с министерством курортов должно провести работу с нормативными документами, чтобы у края появился четкий и эффективный механизм принятия решений».
Прибыль важнее?
Все эти случаи произошли в последние три-четыре года, но они не стали уроком. И сегодня риск поджидает на каждом аттракционе и на любой морской волне. Гарантирует ли тот, кто предоставляет данные услуги, безопасность или страховку?
«Отдыхала в прошлом году с ребёнком в Анапе, захотели прокатиться на корабле, - рассказывает краснодарка Татьяна Смирнова. - Решила обратиться не к частникам, а в морской порт. Заранее взяла в кассе билеты. Какого же было моё удивление, когда увидела на посадке огромную толпу людей. Пассажиров натолкали, как селёдок в бочку. Невооруженным взглядом было видно, что посадочных мест раза в два, а то и в три меньше. В итоге люди ютились на нижней и верхней палубах. О таком круизе долго потом жалела. Почему билетов продают больше, чем мест на судне? Ведь можно добавить дополнительные рейсы в разгар сезона. Понятно, что, загрузив больше нормы, будет больше прибыли и меньше расходов. Но разве выгода оправдывает риски?».
Нельзя забывать и о пресловутом человеческом факторе. Ведь в некоторых случаях действительно виноваты сами туристы. Они попадают в опасные ситуации из-за собственной неосторожности. Например, звучит оповещение: «Шторм. Купаться в море запрещено», а люди всё равно идут в воду. Спасатели вещают: «В технической зоне не купаться», а курортникам всё равно. Пресловутое «авось пронесет», видимо, не искоренить.