В мае в одной из больниц Краснодара был задержан «вор в законе» 47-летний Рафик Амоян.
По словам начальника отдела информации и общественных связей ГУВД по Краснодарскому краю Игоря Желябина, при личном досмотре у Амояна были обнаружены и изъяты дозы героина и марихуаны. Возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 228 УК РФ («Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов»).
Закрытый процесс
Поскольку в последнее время в прессе достаточно часто упоминается о том, что на Кубани задержан тот или иной криминальный авторитет, мы решили выяснить, сколько их проживает на территории края. Однако в ГУВД нам эту информацию не предоставили.
Зато в прокуратуре Краснодарского края рассказали о судебном процессе в отношении Армена Каневского, которого два года назад задержали в краснодарском аэропорту. Суд приговорил его к 11 годам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима. «Сидеть» одному из влиятельных «воров в законе» на юге России пришлось недолго - в декабре 2010 года он умер от тяжелой болезни.
Но судили по «мирским»
«Короновали» его в 1997 году в Краснодаре на «воровской сходке» под председательством Деда Хасана. Якобы Армен Каневской был назначен «смотрящим» за аграрными территориями Кубани и собирал дань с фермеров.
Следователь Рашид Анкоси участвовал в операции по задержанию Каневского и вел следствие по делу на первом этапе.
- За Арменом тянулся страшный шлейф, - подтверждает Анкоси, - у него появились интересы в нефтяном бизнесе, не говоря уже о таких «традиционных» видах криминального промысла, как вымогательство, похищение людей, убийства, торговля оружием, финансовые махинации, хищения и мошенничество.
Однако обвинение ему было предъявлено по факту драки в ресторане «Фаэтон» Новороссийска. «Вору в законе» инкриминировали «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершенное группой лиц по предварительному сговору в отношении двух и более лиц, повлекшее по неосторожности смерть». До самого конца он верил, что сумеет выйти сухим из воды.
Люди такого ранга окружены преданной свитой. Число готовых на все, дабы «отвести» вину, исчисляется десятками. Собрать доказательную базу на «вора в законе» чрезвычайно трудно - их интересы защищают самые опытные адвокаты, свидетели и улики (особенно если следствие длится не один месяц) непостижимым образом исчезают, а с повинной приходят подставные лица.
В случае с Арменом Каневским помогли сотрудники ФСБ, участвующие в оперативном сопровождении задержания. Была собрана легальная неопровержимая база доказательств, включающая аудио- и видеозаписи.
Оказывается, у Армена возник конфликт с одним коммерсантом по кличке Бабай, который ранее был его приближенным, рассказали нам в отделе гособвинителей прокуратуры Краснодарского края. Последний несколько раз прикрывался именем Каневского, а один раз и вовсе назначил ему встречу, что по воровским законам было не положено.
Армен решил его проучить. И даже согласился на встречу, которая была назначена в новороссийском ресторане. Поскольку Каневской не мог со своим уставом идти в чужой город, где «заправлял» другой авторитет Матвей Карабулат (коронованный еще в советские времена), то он с ним договорился о невмешательстве.
В назначенное время Бабай со своими приятелями явился в ресторан. Однако вместо Армена Каневского на встречу пришли его молодцы, которые избили «бабаевцев». За всем этим из машины наблюдал Матвей и рассказывал по телефону Армену.
Кстати, сам Бабай в этой драке почти не пострадал, а участники вместе с организаторами были задержаны.
Судебный процесс был закрытым. Как-то с адвокатом в статусе общественного защитника прорвался человек из криминальной среды Батайска. Его вовремя удалось отстранить.
Сами « воры в законе» никаких показаний не давали, не подписывали никаких протоколов. Это не в их правилах. Даже молодые ребята, изначально дававшие показания, в присутствии авторитетов молчали.
А когда огласили приговор, Армен громко зааплодировал.
Есть ли воры на Кубани?
По оперативным данным, в 2010 году в России насчитывалось 149 «воров в законе» (в 1999-м - 1106). Сколько их сегодня в крае, неизвестно. Несколько месяцев назад бывший начальник краевой милиции Кучерук на плановом заседании отчитался: «В крае «воров в законе» нет, Кубань от этого зла свободна». Заявление не лишено лукавства.
Де-факто «Воры в законе» есть в Сочи, в Краснодаре, других крупных городах и станицах с успешно развивающимся бизнесом. Де-юре зарегистрированы (прописаны) они могут быть в Москве, на Кавказе, в любом другом регионе. Тогда действительно можно утверждать, что они не наши, не кубанские.