Полицейские из Краснодара всю ночь издевались над детским хирургом
Избитого полицией детского врача признали заинтересованным лицом
История детского врача из Краснодара, избитого, по его словам, сотрудниками полиции, продолжает удивлять. Вначале следователь отказал Владиславу в возбуждении уголовного дела по той причине, что он… заинтересованное лицо. А когда дело возобновили, обнаружился дубль-протокол о его задержании в пьяном виде.
Напомним, 8 июня хирург-травматолог детской краевой клинической больницы №1 Краснодара Владислав Балакший шел домой по одной из улиц в ЮМР. Время близилось к полуночи. Вот как события разворачивались дальше, с его слов.
Услышал окрик: «Эй, уважаемый!», прибавил шагу. Сзади «ползла» патрульная машина, но Владислав не связал между собой эти два факта. Однако «патрулька» совершила объездной маневр и преградила ему дорогу. Из УАЗика вышли двое: «Ты что, не слышал?» Поскольку на форменной одежде служивых отсутствовали жетоны, Владислав попросил их представиться, показать «корочки», пояснить суть обращения. «А, тебе не нравиться, как к тебе обращаются?» Неожиданный удар в лицо свалил доктора на землю. Добавив несколько ударов ногами, люди в форме вывернули назад руки, защелкнули наручники.
Зашвырнули в УАЗ – на спину, так, что боль от впившихся наручников сделалась непереносимой. Владислав нашел единственное объяснение: это похищение, переодетые в полицейских бандиты везут его, чтобы продать в рабство.
УАЗик остановился у какого-то здания. Увидев машины с полицейской символикой, Владислав даже обрадовался: не бандиты! Его провели внутрь, посадили в клетку. С удивлением он узнал, что попал в вытрезвитель (ул. Димитрова, 131/1).
Мобильник не отобрали, когда к пальцам вернулась чувствительность, смог позвонить другу и брату.
Некая старушка в медицинском халате пыталась «на глазок» установить у Владислава признаки алкогольного опьянения.
От него требовали встать на одну ногу, пройтись по линии… Балакший повторил, что он сам врач, подобное «освидетельствование» смеху подобно. (От редакции: один из самых популярных тестов «на алкоголь», которым пользуются наши полицейские, называется «пистолетик». Человека просят вытянуть вперед одну ногу и, удерживая ее на весу, сделать 10 приседаний – попробуйте ради интереса. Справится не всякий спортсмен, не берущий в рот ни капли).
- Я им сказал: я не против освидетельствования, но давайте проводить его по правилам! Иначе, думаю, доказать факт насилия, неправомерных действий полицейских, будет чрезвычайно сложно…
Милиционеры, проводившие задержание, повезли врача в наркологический диспансер на ул. Тюляева, однако и новая попытка освидетельствования окончилась провалом: у спеца, обслуживающего некий аппарат, не оказалось соответствующих лицензий и сертификатов, чтобы предъявить дотошному доктору.
Потом Владислава доставили «по месту выявления в нетрезвом состоянии» в отделение на ул. Благоева (ПМ-12 ОМ-10 УВД по Краснодару). Балакший провел там около четырех часов. Наконец ему сказали, что отпускают, но с оговоркой…
- Другу, подъехавшему по моей просьбе, полицейские предложили написать расписку в том, что он забирает меня нетрезвым, под свою ответственность. Я отказался от сделки, потребовав выдачи протокола об административном задержании и административном правонарушении.
Я хотел, чтобы мое несогласие с действиями сотрудников полиции было зафиксировано. А главное – хотел узнать фамилии тех, кто меня избивал.
Протокол выдали. Правда, не позволили добавить «отсебятину» на счет несогласия с действиями лиц, проводивших задержание. На пороге нагнали те самые двое, фамилии которых значились в протоколе: Кравченко А. Е и Польщиков Т. К. Милиционеры хотели силой отобрать протокол, но Балакший успел передать бумагу другу.
В травмпункте врачу оказали первую помощь и зафиксировали полученные повреждения.
- И тут я совершил ошибку. Пошел в Карасунское РОВД жалобу писать... Рассказал дежурному о случившемся и получил неожиданный совет: отдать протокол, чтобы со мной не случилось горя.
Настоящий шок испытал врач, когда в дверях появился один из мучителей.
- Мне было прямо сказано: если не отдам протокол, на улицу не выйду. Я выпросил звонок брату, якобы хочу посоветоваться. Включил громкую связь, быстро сообщил, где нахожусь, попросил позвонить в прокуратуру и следственный комитет. Только так уйти сумел...
«Заинтересованное лицо»
10 июня 2011 года Балакший обратился в управление следственного комитета по г.Краснодару с заявлением на действия милиционеров, неправомерно его задержавших и причинивших легкий вред здоровью. 20 июля следователь СК Фомин С.А, принял решение. В возбуждении уголовного дела по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст 24 УПК РФ ввиду отсутствия в действиях милиционеров медицинского вытрезвителя при УВД по г. Краснодару Кравченко А.Е и Польщикова Т.К. состава преступления - отказать.
Как установил следователь Фомин, милиционеры «по службе характеризуются крайне положительно». Служебно-медицинская экспертиза не проводилась. Но «милиционерами истязаний, побоев, причинения вреда Балакшему не допускалось».
Опросив милиционеров вытрезвителя, следователь представляет новую версию обстоятельств задержания детского хирурга. «…походка его была шаткая. Кравченко А. Е. вышел из автомобиля и обратился к нему со словами «Уважаемый, можно Вас на секундочку». Балакший В. П. обернулся, посмотрел и продолжил идти дальше.
Он направился за ним. Когда он догнал его, то еще раз обратился к нему. В ответ Балакший В. П. на повышенных тонах сказал: «Кто Вы такие и что Вам нужно?» Кравченко пояснил, что необходимо побеседовать. Балакший В. П. отреагировал недоброжелательно и вновь начал движения. Кравченко схватил его за руку и начал успокаивать.
К этому времени подошел напарник. Балакший В. П. пытался убежать, вследствие чего к нему были применены спецсредства – наручники.
Наручники были применены Польщиковым Т. К. и зацеплены в положении за спиной. При этом на пол Балакшего никто не валил. Они подвели его к автомобили и начали усаживать в отсек для задержанных».
Заявление Балакшего, делает вывод Фомин С. А., нельзя брать за основу при принятии решения по материалу проверки, поскольку оно исходит… от заинтересованного лица. Усматривается попытка опорочить сотрудников правоохранительных органов. Доводы, указанные в заявлении Балакшего - попытка защиты.
Очерняя милиционеров, заявитель пытается избежать ответственности за совершенное им правонарушение. Но поскольку неустранимые сомнения в виновности лица трактуются в его пользу, оснований для возбуждения уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении Балакшего нет.
Неделю назад Владислав откровенно веселится: если избитый – «заинтересованное лицо» - он не вправе призвать к ответу обидчиков?
- Избежать ответственности я не пытаюсь! – настаивал врач. - Протокол об административном правонарушении от 08.06.2011г., составленный в отношении меня по ст.20.21 КоАП РФ – вот он! За «появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения» предусмотрено наказание. Штраф, либо административный арест до пятнадцати суток. Вызывайте в суд, давайте разбираться! Но никакой меры реагирования до сих пор нет. Почему – понять не трудно.
«Опьянение» не подтверждено в протоколе специалистом-наркологом. Мне кажется, это некое соглашение: мы тебя не трогаем, и ты не возникай... Но мне нужна справедливость!
Прошло время и у этого – «неправильного» протокола обнаружилась «правильная» копия. Но об этом ниже…
В поисках справедливости наша редакция отправила официальные запросы в ГУВД, Следственный комитет, Прокуратуру края. Было это 15 августа. Официальный ответ за подписью старшего помощника руководителя СУ, подполковника юстиции Ивана Сенгерова, из СК.: «15 августа 2011 года постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменено, материал с указаниями направлен в следственный отдел по г. Краснодару для проведения дополнительной проверки… будут дополнительно проверены доводы заявителя и, в случае их подтверждения… рассмотрен вопрос о возбуждении уголовного дела…».
Сенгеров обращает внимание на расхождение в свидетельствах хирурга, представленных СМИ и правоохранительным органам.
В версии для СМИ хирург «возвращался домой с работы». На самом деле шел домой после встречи с друзьями, во время которой употреблял легкое спиртное. Таким образом, «заявитель не только не оказывает содействие следствию в установлении факта совершенного преступления, но и усложняет такую работу».
Владислав не отпирается. Выпил пива в сауне с коллегами, попарились хорошо. Пьяным не был. (Не каждый трезвый, заметим, сохранит в подобной ситуации рассудительность. Продемонстрирует логичность и обоснованность своих требований в попытке отстоять гражданские права).
Со следствием Владислав сотрудничать стремится, все-таки заинтересованное лицо… Но кому и как он должен оказывать содействие? Долгое время он оставался в неведении. Он был приглашен в следственный комитет для уточнения обстоятельств инцидента.
29 августа хирург был вызван в ГУВД края. Как нам рассказал Владислав, в ГУВД ему представили «правильный» протокол о задержании его за якобы совершенное им административное правонарушение.
- Правда в нем – только дата: 08.06.2011г., – возмущается Владислав. – Текст подменен, а мои подписи подделаны! Настоящий протокол, который у меня на руках, я не подписывал в виду несогласия с внесенной в него информацией...
В ГУВД края проверкой обстоятельств «дела хирурга» занимается отдел организации деятельности специальных учреждений. Как нам пояснил представитель ведомства, Владислав Балакший был приглашен на встречу для дачи разъяснений по поводу обстоятельств происшедшего.
На встрече также присутствовал сотрудник службы собственной безопасности. Балакший не подтвердил подлинность представленного ему протокола. Чтобы установить, какой из протоколов подлинный, назначена почерковедческая экспертиза, образцы почерков будут взяты у Балакшего и у составлявших его сотрудников МВД.
Все выводы, результаты проверки будут вынесены с учетом решения СК, ведущего расследование.
Мы надеемся, правда будет установлена. Обо всех новостях мы будем сообщать на нашем сайте.
РЕПЛИКА
Николай Петропавловский, директор Краснодарского краевого социологического центра:
Недавно мы провели опрос в одном из муниципальных образований. У граждан спрашивали, удовлетворенны ли они работой полиции. Около 52 процентов ответили: «да». Около 30 процентов заявили: «нет». Оставшиеся затруднились с оценкой, поскольку не сталкивались с деятельностью полицейских, ни в каком аспекте. Результат в целом положительный, по улицам Кубани, в отличие от некоторых других регионов, могут ходить не только люди храбрые и вооруженные.
Хотелось бы, чтобы деятельность полиции воспринималась позитивнее. Но во многом оценка зависит от медийных поводов. Сегодня широко обсуждается история с хирургом. Если все правда – надо наказывать сотрудников органов. Если неправда – карать тех, кто создает ложные информационные поводы.
В любом случае у дела, получившего огласку, больше шансов быть расследованным объективно, по закону…