aif.ru counter
297

Подвиг длиною в две минуты

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. «АиФ - Юг» 08/09/2010

Это был обычный учебно-тренировочный полет, каких командир авиационного звена 6972-й гвардейской Барановичской Краснознаменной авиационной базы Владимир Кленц выполнил за годы службы не одну сотню...

Но на этот раз в небе над Крымском ему пришлось не только продемонстрировать летные навыки, но и проявить в экстремальной ситуации мужество и высочайший профессионализм.

Вспыхнул двигатель

…Это произошло днем 23 августа. Истребитель Су-27, пилотируемый гвардии майором Кленцем, выполнял во время учебного полета боевое маневрирование на малой высоте. Внезапно в кабине летчика сработала аварийная сигнализация - пожар!

Официально это называется так - нештатная аварийная ситуация. За считанные секунды летчику предстояло разобраться, что горит в самолете, и принять решение.

«Я доложил о ситуации на землю, - вспоминает Владимир, - и от руководителя полетов получил подтверждение: мне сообщили, что горит один из двигателей - из него вырывается сизый шлейф дыма».

В такие мгновения, признается летчик, многие действия выполняются, «на автомате» - помогают многочисленные тренировки, наземные занятия, знание инструкций, в которых четко прописано, как нужно действовать в случае возникновения того или иного ЧП. Кленц привел в действие систему пожаротушения - это позволило временно приостановить распространение пожара и выиграть драгоценные секунды. Но когда Су-27 начал заход на посадку, двигатель вспыхнул вновь.

«Самолет буду сажать»

О всех своих действиях летчик докладывает на землю. От руководителя полетов можно получить консультацию, но окончательное решение принимать все-таки только ему - тому, кто сидит за штурвалом боевого истребителя. Согласно инструкции, если нет возможности потушить пожар, летчик имеет право покинуть истребитель и катапультироваться.

Жители города при этом бы не по-страдали, поскольку полеты проходят не над жилыми кварталами, а в специально обозначенных для этого воздушных зонах. Формально это мог сделать и Кленц, ведь система пожаротушения на Су-27 - одноразового действия. И повторно воспользоваться ей у пилота уже не было возможности, но...

Владимир принял решение сажать боевую машину. «Да, ситуация была нештатной, но истребитель в принципе управлению еще поддавался, кабина у меня была не настолько задымлена, чтобы я не мог пилотировать, поэтому решил - буду садиться. Когда приземлился, из двигателя уже вырывалось открытое пламя. Я обесточил самолет и покинул борт, а к тушению приступил аварийно-пожарный расчет», - рассказывает Владимир. С момента, когда на борту вспыхнул пожар, и до момента приземления истребителя на аварийную полосу прошло всего две минуты.

Высокая оценка

«Мне и раньше в воздухе, как, наверное, и каждому пилоту, приходилось сталкиваться с различными нештатными ситуациями. Но самолет с горящим двигателем сажал в первый и, надеюсь, в последний раз, - признается летчик. - Страшно не было, просто нет времени в таких случаях паниковать. Осознание опасности пришло уже на земле, когда пожар был ликвидирован».

Командир авиационной базы гвардии полковник Владимир Кравченко оценил действия летчика как мужественные, решительные, умелые, позволившие сохранить дорогостоящую боевую технику. Как грамотные и профессиональные отмечены и действия наземного руководства полетов. Сейчас причины ЧП в небе выясняют специалисты завода, на котором двигатель Су-27 проходил гарантийный ремонт. А гвардии майор Владимир Кленц командованием авиабазы представлен к высокой государственной награде - Ордену Мужества.

Досье «АиФ-Юг»

Владимир Алексеевич Кленц родился в 1974 году в семье военного летчика. В 1995 году окончил Армавирское высшее военное училище летчиков имени П. С. Кутахова. На различных типах самолетов - Л-39, МиГ-23, МиГ-29, Су-27 - налетал 550 часов. Военный летчик 1 класса. Женат. Имеет детей.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 3 читаемых

Самое интересное в регионах