Примерное время чтения: 6 минут
208

Российской авиации не хватает кадров, денег и учебной техники

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. «АиФ - Юг» 08/05/2013

Краснодарский край, 9 мая - АиФ-Юг. Анатолий Сырчин из Славянска-на-Кубани - парашютист и летчик с 50-летним стажем. О том, почему разбиваются самолеты, кто виноват в гибели парашютистов и есть ли будущее у российской авиации и армии, наш разговор с мастером спорта, рекордсменом мира, членом комиссии по расследованию летных происшествий.

На высоте

- Чем вас привлекло небо? Сбылась детская мечта стать летчиком?

- В небо я отправился пацаном, и до сих пор оно меня не отпускает. Уже не работаю, но постоянно участвую в мировых чемпионатах ветеранов-парашютистов, сам организовываю и провожу турниры. Выступаем не только в России, но и в Австралии, Италии, Голландии, Польше, Германии. Признаюсь, держимся на хорошем уровне, даем фору конкурентам. Примером для меня был мой дядя - тоже летчик. Приезжал к нам в гости и много рассказывал о своих полетах. Меня это заворожило, слушал его с открытым ртом. Смотрел на самолеты в небе, и мне тоже хотелось летать. После школы, в 1958 году, пришел в аэроклуб. Это было непростое для страны время, но наша авиация была на высоком мировом уровне.Сразу попал в сборную команду Советского Союза по парашютному спорту. Потом освоил самолет. В этом году будет 50 лет, как я поднял в воздух свой первый «Як-18».

- Помните ваш первый полет, первый прыжок?

- Это был март 59-го. В самолете вроде все знакомо, а вот выход из него предстояло сделать впервые. Шаг в пустоту на высоте 800 метров - захватывающий! Четыре секунды до открытия парашюта показались долгими. Незабываемое ощущение восторга. Ты и небо!

Хочу сказать, что нас готовили - основательная 40-часовая теоретическая программа. Потому и катастроф тогда было мало. Сейчас любая непредвиденная ситуация заканчивается трагедией.

Три года осталось

- В авиации вы более полувека. Понятно, что многое изменилось, развивается. Так неужели нельзя все предусмотреть, избежать трагедий?

- Какое развитие, когда мы до сих пор летаем на советской технике? Учебных самолетов и вертолетов почти не осталось, их не выпускают, а ведь авиация, парашютизм начинаются именно с учебных полетов и прыжков, с многодневных тренировок. А в последнее время складывается впечатление, что летчики нашей стране не нужны. Закрыли военные летные училища, загибаются аэроклубы. Знаменитые в Советском Союзе Ейское, Качинское летные училища ликвидированы. Последнее осталось в Краснодаре. Учебные пилотажные самолеты «ЯК-52» у нас почти не летают: ресурсы вышли. В оставшихся аэроклубах старая техника, на ней невозможно учить. Думаю, еще года на три ее хватит, а потом полностью придет в негодность. Мы в свое время летали бесплатно, государство выделяло деньги. А сейчас за все приходится платить. Получается, что тот, у кого денег нет, пусть он даже трижды талантлив, - летать не сможет. Крылья ему уже обрезали.

- Неужели все так беспросветно?

- Сегодня мальчишки не мечтают быть космонавтами, летчиками. Да и как им захотеть, если нет возможности приблизиться к этой профессии, так сказать, «пощупать» ее.

Сейчас совершить прыжок - не проблема. Даже пенсионер может это сделать - с инструктором за деньги.

Но чтобы сделать это профессией… Здоровых, крепких мальчишек не так много, к тому же не все из них стремятся в небо или в море. Эти романтические профессии уже не привлекают. Все хотят побольше денег, а в военной авиации особо не заработаешь, в гражданскую - не так просто попасть. Некоторые наши авиакомпании вынуждены поднимать вопрос, не пригласить ли на работу зарубежных пилотов, потому что своих летчиков не хватает. В стране более 100 авиакомпаний, ни одной из них не руководит летчик. Пилотов-организаторов убрали, поставили менеджеров, которые в авиации ничего не понимают.

Законы неба

- Вы много лет расследовали авиакатастрофы. Из-за чего случаются крушения?

- Выходит из строя техника. Квалифицированного ремонта, запчастей нет, поэтому и случаются происшествия. Так погиб и мой 30-летний сын в прошлом году. Во время полета под Питером у самолета отказали оба двигателя из-за некачественного топлива: дешевкой заправили. Единственное, что он сделал - отвернул самолет от детского сада. Иначе врезался бы в здание. Мой Алеша был летчиком-инструктором при Академии гражданской авиации, обучал слушателей. Я ни на секунду не сомневался, что с ним может что-то случиться. С трех лет он летал со мной в кабине, смотрел, как я летал и прыгал с парашютом. Когда вырос, я спросил у сына, хочет ли он стать летчиком, и он захотел. Я же был его и первый инструктор.

- Но и человеческий фактор имеет место быть?

- Конечно. Это и низкий уровень и разгильдяйство некоторых проверяющих, и сами парашютисты порой теряются в аварийной ситуации. А здесь надо быть начеку. Всегда есть запасной парашют, но им надо грамотно пользоваться. У меня было 10 таких случаев, а совершил я 7,5 тысячи прыжков и порядка 800 испытательных. Да, опасно, но нельзя пренебрегать специально разработанными правилами.

- Сейчас в разгаре весенний призыв. Как вы думаете, порядок в армии навели?

- Наша армия не способна воевать. Вспомните последний скандал с министерством обороны. Складывается впечатление, что стоит задача не служить Родине, а урвать у нее. Я и сына своего в армию не пустил. Кого защищать? Умирать за олигархов? У нас 150 миллиардеров - больше всех в мире, а страна самая нищая. Богатства России не принадлежат народу. Защитить наше государство - самое большое в мире - армии численностью меньше миллиона человек нереально. На Дальнем Востоке войск вообще нет, граница с Китаем открыта. Как можно было ликвидировать военную медицину, продовольственную службу армии? Сейчас армию обслуживают гражданские спецы. А если война? Гражданские повара, врачи, обслуга в бой не пойдут. С древних времен обоз на войне был главным, а сейчас тыла нет. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах