«Формула-1» - это не только и даже не столько зрелищные гонки на болидах. Это целый комплекс факторов, объектов и технических норм, многие из которых носят специфические названия. Без хотя бы поверхностного знания определенных терминов и фактов просмотр гонки станет для вас мучением. Поэтому предлагаем вам ознакомиться с основными.
А теперь о терминах. Начнем с распорядка состязания.
Гран-при
Каждый Гран-при длится 3 дня и состоит из нескольких этапов:
- свободная практика - подготовительные заезды, с помощью которых пилоты и команды обкатывают трассу, выбирают стратегию борьбы;
- квалификация - заезды, которые определяют место каждого из участников на старте гонки (поул-позиция - так называют место победителя квалификации);
- гонка - собственно само состязание, по традиции всегда проходит в воскресенье.
Так, Гран-при России пройдет с 10 по 12 октября.
Трасса
Иногда не так легко понять, что имеется в виду.
- Боксы - помещение рядом с трассой, где механики работают с болидом во время тренировок и соревнований.
- Пит-стоп - заезд и остановка пилота для мелкого ремонта или смены резины.
- Пит-лейн - участок трассы, по которой болиды подъезжают к боксам, по нему нельзя ехать быстрее определенной скорости (предел - 100 км/ч).
- Пит-волл - командный мостик, откуда руководство команд, менеджеры и инженеры наблюдают за гонкой.
- Паддок - огороженная территория рядом с трассой, где располагаются команды и их обеспечение. Зрителей сюда не пускают.
- Моторхоум - помещения команд, чаще всего бывают передвижные. На сочинском автодроме это стационарные здания.
Персонал
Стюардами на «Формуле-1» называют не официантов, а контролирующих безопасность сотрудников, которые выносят решения о наказаниях и штрафах.
Не всегда за руль болида садятся боевые гонщики, есть и скромные тест-пилоты, которые испытывают машину накануне состязаний.
Существует также забавная с первого взгляда категория механиков, которых называют "человек с леденцом" (англ. - lollipop-man). Однако именно такие люди являются главными в ходе пит-стопа. Они контролируют работу команды во время остановки гонщика на пит-лейн, держа в руках длинную палку со специальным круглым знаком. Без разрешения «человека с леденцом» пилот на трассу после пит-стопа не поедет.
Пейс-карами называют машины безопасности, которые проверяют, все ли в порядке на трассе перед гонкой, а также предупреждают пилотов о приостановке состязания в экстренных случаях.
О болиде
Самая важная для пилота часть - кокпит - та часть корпуса, где и сидит гонщик. Она должна защитить человека в случае аварии.
Рулевое колесо - руль болида, который снабжен всеми необходимыми кнопками управления, в том числе связи с боксами.
Телеметрия - это целый комплекс данных, который болид посылает команде прямо во время гонки, так специалисты получают полное представление о состоянии автомобиля и движениях гонщика.