В прошлом году Краснодарский край в очередной раз подтвердил почетное звание всероссийской житницы. Кубанские аграрии собрали 12,3 миллиона тонн зерновых и зернобобовых культур. Настоящий рекорд. В этом году крестьяне уже приступили к весенне-полевым работам. Пока загадывать, каким будет урожай, рано. Многое зависит от погоды. Впрочем, аграрии боятся не только катаклизмов. Оказывается, рекордный урожай радует далеко не всех. Излишки порой приходится продавать чуть ли не в убыток себе. Из-за перенасыщения рынка цена на продукцию падает. А вот стоимость коммунальных услуг, топлива постоянно растет.
Собрали рекордный урожай - цена упала вдвое
На фоне катаклизмов, накрывших Дальний Восток (страшное наводнение в Хабаровском крае), Кубань, можно сказать, спасла страну. Рекордным оказался не только урожай пшеницы, но и свеклы, и кукурузы. Вот только фермеры при таких показателях и победных реляциях оказались чуть ли не в убытке. Судите сами: в 2012 году один кг кукурузы стоил 8-9 рублей, в прошлом - 4 рубля. Цена упала в два раза.
Придержать продукт до лучших времен не получается, ведь хранилищ мелкие хозяйства не имеют. Построить самим не по карману. Вот и приходится продавать за бесценок сразу после уборки. Лишь бы покрыть расходы... Кстати, самые большие долги по зарплате зимой именно в сельском хозяйстве. А ведь нужно не только выплатить деньги людям, но и подготовиться к весеннему севу. Иначе бизнес придется закрывать.
- Денег катастрофически не хватает. Поэтому все сельское хозяйство находится в заложниках у банков. Нужно брать кредиты на технику, семена, удобрения, - вздыхает фермер Евгений Василенко. - Сейчас мы начали готовиться к сезону. Считаем каждую копейку. Ведь чтобы вырос хороший урожай, подкармливать растения надо соответствующе. К примеру, если внести 250 кг селитры в качестве удобрения на один гектар, урожай будет намного лучше, чем если внести 100 кг удобрения на ту же площадь. Но денег к началу сезона хватает только на 100 кг.
Молодой труженик села занялся фермерством пять лет назад после смерти отца, проработавшего на земле всю жизнь. Сейчас об интересной и привольной жизни в Москве, где учился на архитектора, уже и не вспоминает. К земле прикипел. Все фермерские проблемы знает изнутри.
- Иной раз смотришь на перекупщиков, которые заколачивают бешеные деньги, и руки опускаются. Селянам приходится в сезон работать от зари до зари. Но получить прибыль все труднее. Когда начинал бизнес, условия были другие. Если сопоставить стоимость 1 кг пшеницы и одного литра топлива 10 лет назад и сейчас - топливо подорожало втрое, зерно только в два раза, - говорит фермер. - Ведь нефтяную сферу государство поддерживает, на пшеницу же искусственно сдерживает цену. Я понимаю, это вопрос социальной политики. Если подорожает пшеница, в цене поднимется и хлеб - товар первой необходимости. Следом возрастет стоимость потребительской корзины. А значит, правительству придется повышать пенсии и прожиточный минимум. Конечно, государству это невыгодно.
Сахар в цене? Выращиваем сахарнуюю свеклу!
Сегодня и техника, и наука шагнули далеко вперед. По словам специалистов, при благоприятных условиях добиться большей урожайности - не проблема. Выводятся новые, более продуктивные и устойчивые к болезням сорта, техника становится качественней. Казалось бы, выращивай, продавай на экспорт и зарабатывай! Традиционно цена на вывозимое зерно выше, чем продаваемое на внутреннем рынке.
Но… Например, в прошлом году спрос на кубанскую продукцию зарубежными странами, судя по данным пресс-службы управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Адыгее, сократился в два раза.
Однако несмотря на все тяготы, бросать любимое дело фермеры не спешат. На фоне регулярно закрываемых мелких ИП (такси, магазинчиков и пр.) сельский бизнес держится на плаву.
- Конечно, гораздо проще работать «на дядю». Закончился день, пошел домой и обо всем забыл. Фермеры живут своим делом. И дома, и на поле. Это дает определенную независимость. Ты видишь плоды своего труда. Получаешь за него деньги. Пусть не такие, как хотелось бы. Но мы, кубанцы, родились на этой земле. Нам сеять, выращивать хлеб по крови положено. И это все равно приносит удовлетворение, - признается Евгений.
Кстати, многие фермеры «не зацикливаются» на выращивании одной культуры. Сахар в цене, значит, стоит выращивать сахарную свеклу. Так же хорошо идет подсолнечное масло. Так что способы выжить есть. Главное - грамотно подойти к делу и держать «нос по ветру».
КФХ «варятся в собственном соку»
Александр Шипулин, фермер из Ленинградского района, занялся фермерством 25 лет назад. Сейчас, оглядываясь на пройденный путь, уверен - на Кубани сельское хозяйство еще придет к расцвету.
- Даже некорректно сравнивать то время и нынешнее. Страна переживала эпоху политической и экономической нестабильности. Колхозы-совхозы развалились, на смену пришли фермерские хозяйства. Самое сложное было - получить землю, найти деньги на технику, строительство базы. Да, это непросто и сейчас. Но ситуация изменилась. Стало спокойнее жить и работать. Кроме того, на развитие села выделяются субсидии от государства, - считает Александр Владимирович.
Однако проблем хватает. В первую очередь - разобщенность хозяйств. Большинство КФХ сейчас «варится в собственном соку». А необходимо объединяться. Создавать производства по переработке, строить зернохранилища, обмениваться опытом и решать вопрос с продажей продукции. Чтобы не идти на поклон к перекупщикам и не сдавать урожай за бесценок. Вот здесь как раз могла бы помочь направленная государственная политика. К примеру, поспособствовать объединению. Продвигать продукцию отечественных производителей, а не заваливать прилавки импортными дешевыми, но не особо качественными товарами. Тогда и в будущее фермерам можно будет смотреть с большей уверенностью.