Примерное время чтения: 9 минут
878

«Без хайпа ты out of date». Что происходит с русским языком и россиянами?

«АиФ-Юг» № 42 18/10/2017
dschap / pixabay.com

Говорят, что литература - это цитадель знаний, огромное хранилище духовно-нравственных ценностей. Но многие ли из нас туда хотя бы заглядывают? Благодаря краснодарскому блогеру соцсети неожиданно заполнились цитатами из «Незнайки на Луне»: сказку для детей взрослые люди обсуждали как чтиво сенсационное. Тем временем, после широко разрекламированного батла рэпера Оксимирона с заокеанским коллегой Disaster рунет наводнили цитаты на английском и новые слэнговые словечки.

Нет дыма без огня?

Светлана Лазебная, «АиФ-Юг»: Краснодарский блогер пожаловался, что за пост с цитатой из «Незнайки на Луне» его вызывают в прокуратуру. Новость оказалась фейком, но многие поверили в саму возможность этого - почему?

Фото: Из личного архива

Лариса Новосельская: Благодаря тому, что Гоголя, Лескова, Белинского никто не читал, разве что в школе «проходил», да и то мимо, детский советский писатель Николай Носов, известный сегодня по мультикам и аудиокнигам, вдруг превратился в революционера. В этот список можно добавить «Чиполлино», «Три толстяка» с наследником Тутти… А сказки Гофмана, Пушкина и Андерсена? А гайдаровский Мальчиш-Кибальчиш?

- Классика, даже детская, она идейная и нравственная: кому придет в голову учить детей врать и воровать? Понятно, что для контраста нужны отрицательные герои. Их аналогии во множестве обнаруживаются в современной реальности. А вот с положительными героями напряг. И что делать?

- Есть такое понятие как «пересмотр ценностей». Может быть, пришло время заменить старые идеалы новыми? Об этом говорят много, но неопределенно. Если мы готовы предложить что-то конструктивное, то, как говорится, милости просим! Но пока идет только «расшатывание устоев». Нам пытаются доказать, что везде подвох, что благородство лишь маска лицемерия. Делаешь доброе дело? Значит, имеешь выгоду, ведь добрых людей и поступков не бывает! И результаты уже впечатляют, что проявляется и в языке. Зияют лакуны и в морали, и в лексике.

Досье
Лариса Новосельская. Глава представительства Союза российских писателей по Краснодарскому краю, заслуженный журналист Кубани, лауреат премии «Золотое перо Кубани», номинант российской литературной премии им. Белкина, автор Всероссийского литературного журнала «Знамя».

- А мораль и лексика понятия взаимосвязанные?

- Конечно. К примеру слово «солидарность» вымыто из речевого оборота, потому что ушло из жизни. Это позволяет нам не только прятаться по своим норам, но и чувствовать свое превосходство перед ближними. «У меня пенсия 30 тысяч, хватает и мне, и детям!» - «А у меня квартиранты». - «А я внука в Газпром пристроил!» И плевать, как живут остальные! Это ближний круг, который позволяет себе откровенничать. А в целом живем тихо, как мыши, соседи шуршат, откроешь дверь - площадка пустая, их и след простыл. Молодым общественную жизнь заменяют сотовые телефоны - ухо и рот всегда заняты, а старикам - телевизор и воспоминания, в основном горькие - кто сколько не украл, когда был при должности (и это не шутка!). Темпы разложения морали опережают инфляцию. И заметно это в том числе по скудеющей лексике. Но ведь Эллочка Людоедка обходилась 30 словами, и ничего, жила не тужила. И такое ощущение, что некоторые наши современники именно с нее берут пример.

«Каюсь, грешен»

- Общение в социальных сетях специфическое. «Оки», «хайп», много слов иностранных, кодированных, сокращенных. Это плохо?

- Владимир Набоков - прекрасный, гениальный стилист - предлагал, представьте, создать специальный знак пунктуации для графического отображения эмоций: «…какой-нибудь типографический знак, обозначающий улыбку,  какую-нибудь закорючку или упавшую навзничь скобку…» По существу, он придумал «смайлик»! Язык - явление настолько сложное, что его, как и время, никто толком и не «расшифровал». Но в том, что он живой организм, уверены все, кто в теме.

В 1914 году в поэме «Облако в штанах» Маяковский писал: «…умерших слов разлагаются трупики, только два живут, жирея - «сволочь» и еще какое-то, кажется, «борщ». Ему же принадлежит знаменитая фраза «улица корчится безъязыкая». Так он описывал смену эпох. Так что борись - не борись за «чистоту языка», он сам себя обновит, когда уйдет одно время и придет другое.

«Окей», «маркет», «молл», «ролл» - безобразие! – негодуют многие. Надеюсь, они пребывают в счастливом неведении, что 15 миллионов их внуков с восхищением смотрели в Youtube баттл, то бишь дискуссию рэперов Гнойного с Оксимироном?

«Окей», «маркет», «молл», «ролл» - безобразие! – негодуют многие. Надеюсь, они пребывают в счастливом неведении, что 15 миллионов их внуков с восхищением смотрели в Youtube баттл, то бишь дискуссию рэперов Гнойного с Оксимироном? Я вот тут выписала из новейшего молодежного пока сленга: аноним - это «ноунейм», злопыхатель - «хейтер», бездельничать - «чилить», шумиха в СМИ - «хайп». Разговаривать на этом языке затрудняюсь, так же как и строчить смс-ки с бешеной скоростью. Но хотя бы понимать слова надо, чтобы не быть Out of date, как говорят англичане, устаревшим. 

 - А еще общение в Сети часто жесткое, на высоком градусе. Это не нравится педагогам и родителям, не пускающим детей в Интернет. Да и на улице раньше так много и открыто люди, особенно молодые, не ругались…

- Вот хотела хоть раз обойтись без классика нашего Салтыкова-Щедрина, но не получается. Как-то его упрекнули в злоупотреблении обсценной  лексикой, он очень смутился, потом развел руками и ответил примерно так: «Каюсь, грешен, да только есть в нашей жизни явления, которые иначе никак и не назовешь». Да, много грязных, матных, как говорит один первоклассник, слов. Они - признак бессилия перед обстоятельствами непреодолимой силы: судьбой, природой, государством. Ругань же в соцсетях идет от анонимности. Ты не знаешь этого человека, не встречаешься с ним взглядом. И останавливать тебя должна только внутренняя интеллигентность, которая, конечно, присуща далеко не всем.

- Блогеров можно назвать писателями? Некоторых читают многие тысячи. И они уже обижаются на слово «блогер».

- Это нормально. Это надежда приворожить успех и удачу. Научился пришивать пуговицу - рассказывай, что твои модели покупает дом Версаче. Поджарил яичницу - открывай ресторан в Милане. Все удачливые, все богачи. Все живут на берегу синего моря с бархатным песком - загорелые, ясноглазые, красивые. У меня есть рассказ «Наваждение» про бабушку, которая остаток дней проводила у телевизора, с ужасом вспоминая прошлое: «на соломе спали и соломой укрывались», «одни галоши на трех сестер…» А потом ей пришлось выйти в свет: увидеть заброшенную ферму, гнилые доски возле забора, кривую дорогу, общий унылый пейзаж. Вернувшись, она включила телевизор и больше из дома не высовывалась. Не хотела расставаться со сказкой. Сейчас полно таких бабушек, а особенно девушек. Знаю одну фантазерку, которая побывала во всех экзотических странах. Ей, конечно, никто не верит, потому что все знают, как бедно им с матерью живется, но она продолжает самозабвенно врать.

Все еще будет!

- Литература для большинства - не заработок. Откуда же так много желающих попасть в писательский поток?

- От желания самовыразиться, сублимировать жизненные провалы или похвастаться удачной судьбой. Огромное количество талантливо пишущих пенсионеров - это примета времени. Но как же трудно перестроить их творчество на «мирные рельсы». Их ведь воспитывали «историческими» личностями. Жизнь не была частной. И одобрялась только тогда, когда вписывалась в широкую панораму вселенских событий. Не оттого ли мы так политизированы и предпочитаем бытовые удобства «пожару мировой революции»? Это подметил еще Алексей Толстой в рассказе «Гадюка». Его героиня, участница гражданской войны, приходит на работу в городское учреждение, где «служат» (вот еще одно устаревшее в данном контексте слово) завитые, накрашенные барышни, которые устраивают свою личную жизнь и плюют на мировые проблемы. Трагической развязкой Толстой намекает, что история бесконечна, а вот отдельная жизнь коротка. И стоит ли бросать ее в топку навязанных идеалов? Впрочем, этот вывод следует уже из сегодняшнего прочтения «Гадюки». Старые литературоведы рассматривали рассказ как борьбу с мещанством.

- Недавно вышла ваша книга «Бедные мы, бедные» - почему именно такое название?

- Потому что герои русской реалистической литературы, начиная с Акакия Акакиевича, - бедные. И не только материально. Их всех жалко - и бедных, и богатых. Сто с лишним лет назад Блок писал: «Что бы ни сделал человек в России, его прежде всего жалко. Баба, кому кричишь, все равно ветра не перекричишь! Мужик, зачем лезешь во второй класс, все равно не пустят!».

- Последний вопрос, простой и сложный. Где брать оптимизм?

- В молодости! В молодости, даже если ты стар и тебе кажется, что все уже было и мир летит в пропасть. Надо не быть консерватором и доверять молодым, потому что они умнее, современнее и мобильнее отцов и уж тем более дедов! Они хотят прогресса, интеллектуальных побед и открытий! Жизнь -  широкая длинная дорога. Для стариков она простирается позади и ведет в прошлое. А для молодых -  это блистательный сияющий путь в будущее. У них огромное количество счастливых солнечных дней. Может быть, всем хватит этого тепла! 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах